Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться

Урок 4. Стиль обучения

Как построить образовательную траекторию и подобрать стиль обучения
Урок 4. Курс «Мастерство учиться»
— Как развить у себя тот или иной навык?
— Какие бывают личные предпочтения и особенности в процессе обучения и как их выявить у себя?
— Как выбрать самую эффективную стратегию обучения?
— Как подстроить любое обучение под себя?
В этом уроке мы поговорим о том, как планировать свою образовательную траекторию после того, как цель была поставлена. Каждый учится по-разному. Есть люди, которым интереснее изучать материал в теории и с большей охотой они слушают лекции; есть люди, которые развиваются только через вызовы и рабочие задачи.
Теорий по типам обучения много, некоторые мы рассмотрим в этом уроке. Здесь вы также найдете три теста, которые позволят понять, какие из теорий и подходов будут эффективны лично для вас.
Развитие навыка
Навык или устойчивое изменение в поведении формируются постепенно. Есть удобная схема, которая показывает, какие стадии проходит любой учащийся.
Неосознанная некомпетентность. Человек даже не знает, каких навыков ему не хватает. Такое бывает, когда мы осваиваем профессию и не понимаем, над чем нужно работать. На этой стадии полезно исследование лучших практик в выбранном направлении, самодиагностика и обращение к наставникам.
Осознанная некомпетентность. Стадия, когда становится ясным разрыв между тем, что есть сейчас, и желаемым поведением. На ней можно уделить внимание уточнению своих образовательных целей и планированию обучения
Осознанная компетентность. Вспомните, как учатся водить машину или ездить на велосипеде: каждое движение максимально непривычно, внимание и контроль на пределе. Так идет процесс освоения навыка: вы понимаете, что пока мало умеете, но что-то уже начинает получаться. На этом этапе важно построить свою образовательную траекторию с учетом стиля обучения, обеспечить себе обратную связь в освоении навыка и поддерживать мотивацию. Может быть полезна работа с экспертами, которым вы доверяете.
Неосознанная компетентность.
На этой стадии навык доводится до автоматизма и то, что казалось сложным, делается по привычке. Полученный навык закрепляется за счет частого применения — количество переходит в качество. Например, вы наверняка печатаете на клавиатуре вслепую не задумываясь
Четыре стадии обучения
1
2
3
4
Вспомните один навык, который вы смогли развить. Подумайте, какие события были на каждой стадии и что позволяло переходить на следующую?
Олег — предприниматель, который создал IT-компанию с нуля. До 40 лет он не задумывался о здоровом образе жизни, пока не осознал, что быстро стал уставать и терять концентрацию. Своему питанию он никакого значения не придавал: завтракал чашкой кофе, перекусывал фастфудом и наедался на ночь. Но, пообщавшись с тренером в фитнес-клубе, понял, что недостаток энергии уже с утра может быть именно из-за неправильного рациона. Так он перешел в стадию осознанной некомпетентности.
Посчитаем БЖУ?
На этой стадии ему пришлось разобраться, как устроено здоровое питание в целом, какие есть рекомендации по составу и приему пищи. Олег нашел несколько экспертов-нутрициологов, посоветовался с врачом. Сделал чек-лист с правилами, которых придерживался шесть недель (полноценный завтрак с достаточным количеством белка и сложных углеводов, питьевая вода в течение дня, обязательный салат из сырых овощей на обед, легкий и не поздний ужин). Приступив к действиям, он перешел в стадию «осознанная компетентность».


Полтора месяца он культивировал новые полезные привычки. Поначалу было сложно, и Олегу пришлось ставить напоминания, чтобы есть и пить вовремя. Он научился считать баланс белков, жиров и углеводов, определять состав еды на глаз, оценивать реакцию организма на блюдо. Со временем он поймал себя на мысли, что напоминалки уже не нужны: «правильные» продукты в супермаркете он брал уже на автомате. Получается, что Олег перешел уже на следующую стадию — неосознанной компетентности. Чек-листы и советы блогеров тоже канули в Лету: свой оптимальный рацион он выстроил самостоятельно.
Мы проходим эти стадии постоянно, ведь обучение — непрерывный процесс. По отношению к навыкам на работе или в личной жизни мы можем быть на разных стадиях, и важно осознавать, где ты находишься, и помогать себе продвинуться дальше.
Мы разобрались, какие стадии есть в любом обучении, однако важно заметить и собственные особенности, а они есть у всех.
Шаг 1. Определяем свой стиль обучения
Стили обучения — это индивидуальные особенности и предпочтения в процессе обучения и развития, то есть ответ на вопрос «Как мы лучше всего развиваемся?». Ученые исследуют их с прошлого столетия, и есть множество разных классификаций стилей обучения.

Среди стилей обучения мы разберем такие группы:

  • Стили обучения, основанные на типах личности человека (интроверсия/экстраверсия, глобальное/детальное мышление)
  • Стили обучения, основанные на карьерной типологии Майерс — Бриггс
  • Гибкие стили обучения, которыми человек может управлять и развивать их в течение жизни (Колб, Хани и Мамфорд)
Наша задача в этом разделе — не разобраться, какая теория правильнее, а научиться диагностировать свой оптимальный способ учиться и понимать ограничения и сильные стороны. Определить это можно с помощью тестов или на основе предыдущего опыта обучения. Мы рекомендуем делать и то и другое, понимая, что тесты — лишь подсказка для вас.
В этом уроке мы предлагаем несколько типологий, чтобы вы могли выбрать наиболее применимую и близкую вам. Необязательно использовать все; главное — найти опорные рекомендации для вашего индивидуального стиля обучения.
1. Типология MBTI (Myers & Briggs)
Используется в Америке и Европе в профориентации студентов и при приеме на работу. Классификация делит людей на 16 типов личности по следующим признакам:
  • Ориентация сознания: I (интроверсия) — E (экстраверсия)
  • Ориентация в ситуации: S (здравый смысл) — N (интуиция)
  • Основа принятия решений: T (рациональность) — F (эмоциональность)
  • Способ подготовки решений: J (предварительная подготовка) — P (действия по обстоятельствам)
Вы можете пройти тест и найти свою рекомендацию по обучению.
2. Kolb Learning Styles Inventory & Honey and Mumford’s Learning Styles Questionnaire
Дэвид Колб является известным исследователем в области образования. Он создал модель цикла обучения через опыт, на основании которого предположил, что у разных людей есть склонность к отдельным элементам этого цикла.
Упражнение
1. Наблюдение или действие?
Что вы предпочитаете делать при возникновении новой задачи? Стараетесь собрать больше информации и понаблюдать за тем, что происходит, или вы больше склонны к активному действию с самого сначала?
Пример
Екатерина руководит большой командой разработчиков. В последнее время, когда на работе появлялась задача, навыков для которой у нее еще не было, она больше познавала все через практику, и ей было удобнее сначала попробовать самой, а потом уже собирать информацию по теме. Так происходило ее обучение как руководителя: сначала она попробовала сама организовать работу команды, что-то у нее получилось, что-то не очень, и по проблемным вопросам она обращалась за помощью к тренеру компании.
2. Вы чувствуете прошлый опыт или думаете о будущем? Как вы реагируете на полученный опыт? Фокусируетесь на его проживании или легко делаете выводы и концептуализируете полученный опыт?

Пример
Когда Екатерина ошибалась или, наоборот, добивалась успехов, она мысленно возвращалась к этому опыту и вспоминала свои действия, мысли и ощущения, что можно было сделать иначе. После неудач ей было сложно быстро вернуться в нормальное расположение духа, после успехов она была долгое время вдохновлена.
Для того чтобы определить, к какому типу вы более склонны, ответьте на два вопроса:
Honey & Mumford опирались на исследование Колба и создали опросник. Их стили обучения звучат немного проще, поэтому будем использовать их названия. Сразу оговоримся, что Екатерина — активист.
Теоретики выбрали наблюдение и концептуализацию.
Они лучше всего учатся через понимание большого количества информации путем трансформации ее в «упаковку» из кратких и логичных форм. Теоретики больше сфокусированы на идеях и абстрактных концептах, чем на людях. Для них важнее теория и ее логика, нежели практическая ценность материала. Как правило, носители такого стиля в формальном обучении предпочитают читать, изучать и слушать лекции, исследовать аналитические модели и иметь время на обдумывание.
Прагматики выбрали действие и концептуализацию.
Они лучше всех находят практическое применение идеям и теориям. У них отличная способность решать проблемы и принимать решения в сложных ситуациях. Они предпочитают технические задачи больше, чем взаимоотношения с другими людьми. В формальном обучении прагматики предпочитают экспериментировать с новыми идеями, тестировать решения, находить практическую применимость теории.
Мыслители — наблюдение и проживание опыта.
Лучше всего они учатся через изучение конкретной ситуации с разных точек зрения. Они очень хорошо генерируют идеи, находят с командой решения в нетривиальных ситуациях и мозговых штурмах. Мыслители ориентированы на людей, эмоциональны, у них хорошо развито воображение, часто они работают в искусстве и креативных индустриях. В формальном обучении они предпочитают работать в группах, получать персонализированную обратную связь, активно слушать и коммуницировать.
Активисты — активное действие и проживание опыта.
Такие люди учатся через непосредственный опыт. Они легко действуют не по плану и принимают рабочие вызовы. Активисты часто ориентируются на интуицию, а в логике и анализе полагаются на других. В формальном обучении они предпочитают работать с другими в командах, ставить цели, выполнять практическую часть заданий, тестировать разные подходы.
Стили обучения по Колбу могут меняться в зависимости от задачи, но предпочтения все равно есть у каждого человека.

Чтобы отнести себя к тому или иному типу, вы можете пройти тест и найти для себя рекомендации по обучению.
Упражнение
После того как вы определили свой стиль обучения, подумайте о том, что является вашими:
1. Сильными сторонами, на которые можно опираться
2. Ограничениями, которые могут тормозить процесс развития

Рассмотрим это на примере Екатерины, она — активист.


Сильные стороны Екатерины:
— развивается через действие
— хорошо работает в команде, придумывает новое.
— хорошо чувствует людей и понимает их
— легко развивается в ситуации неопределенности и принимает вызовы

Барьеры или ограничения Екатерины:
— не может развиваться в жесткой среде, где преподаватель общается «сверху вниз»
— быстро начинает скучать, если обучение индивидуальное, ей нужна поддержка и обучение с другими
— не может изучать большое количество теории без практики
Шаг 2. Планируем развитие стратегически
В зависимости от вашего стиля обучения можно построить свою персональную образовательную траекторию так, чтобы учиться легко и в удовольствие.
Попробуйте ответить на вопросы, представляя новую цель:
— Вам будет проще работать над ней индивидуально или с другими в группе?
— Вам сначала легче изучить теорию, а потом пробовать применить на практике, или наоборот?
— Если вы активист и прагматик, то как вы себе организуете практический компонент в обучении, особенно если вы идете, например, получать высшее образование? Это важно, иначе у вас снизится интерес в процессе.
— Если вы мыслитель или теоретик, как вы обеспечите себе комфортное время на обдумывание в обучении, ориентированном на практику?
Иными словами, подстроить обучение можно в любой области, даже можно настроить этот курс под себя.
Вернемся к Екатерине и посмотрим рекомендации по планированию траектории развития, которые ей подойдут:

1. Избегать формального обучения — или оно должно идеально совпадать с рабочими задачами. Зато для Екатерины подходит обучение на рабочем месте.

2. Идти в новую область по такому принципу: сделать сначала самой на практике, потом осознать свои слабые стороны и найти под задачу теорию.

3. Выбирать программы с полным погружением в практику (интенсивы, стажировки) и с учебой в группе.

4. Организовать себе поддерживающую среду в виде людей с такими же целями и потребностями.

5. Изучать лучшие практики в той области, в которой она работает, и от этого ставить себе цели на развитие.

Шаг 3. План активностей на месяц
Когда мы продумываем образовательную траекторию, нужно собрать конкретные активности, которые помогут развиваться.
Обычно планировать обучение можно в трех категориях:
1. Формальное обучение, то есть изучение теории. Это, например, чтение книги или статьи, прохождение онлайн-курса, прослушивание лекции или подкаста.
2. Социальное обучение — это развитие через обмен опытом и взаимодействие с другими людьми. Например, консультация с ментором, конференция и общение с профессионалами из индустрии, бизнес-завтраки и профессиональные митапы.
3. Обучение через опыт, или обучение на рабочем месте. Ни одна теория не может начать работать сама. Нам нужно уметь переводить ее в практику и, если программа выбранного вами курса не подразумевает достаточное количество упражнений, продумать перевод в практику самостоятельно. Например, если вы развиваете презентационные навыки, подумайте, какие ситуации помогут вам использовать полученные знания. А после спроектируйте себе задачу для развития этого навыка.
Вот как может это выглядеть:
Английский язык
Ситуация использования
Спроектированная задача
Навык командного взаимодействия
Общение с коллегами по рабочим вопросам
Генерация идей всей командой
Организовать обмен опытом с коллегами из филиала в США и на встречах презентовать свои наработки
В следующий раз, когда надо будет предложить идею по новому проекту, предложить провести мозговой штурм в команде, а не делать все самостоятельно. В процессе и после анализировать свою роль в командном взаимодействии, свои драйверы и барьеры
Ситуация использования
Спроектированная задача
Навык
Навык
Для развития и освоения навыка и достижения стадии неосознанной компетентности нам необходимо постоянно проектировать себе задачи, практиковать и делать выводы. И обучение через опыт должно составлять бо́льшую часть вашего плана развития.

Вот как можно составить план на месяц:

  1. Проектируем обучение через опыт и конкретные задачи.
  2. Анализируем необходимую для этого теорию и планируем ее изучение (формальное обучение).
  3. Анализируем возможности социального обучения в компании.
Также не забывайте о вашем стиле обучения и о том, что только вам решать, как лучше все спланировать.
Заключение
На пути развития вас поджидают удивительные открытия. И чем активнее ваша роль в образовательном процессе, тем ярче инсайты и точнее освоенные навыки. В этом уроке мы поговорили о том, как развить у себя тот или иной навык, а также как строить собственную траекторию обучения. Теперь у вас наверняка получится подстраивать любые занятия под свои особенности и делать их эффективными.
1. Проанализируйте ваш стиль обучения, отвечая на вопросы выше, с помощью тестов или анализируя предыдущий опыт в обучении. Сформулируйте для себя стратегию исходя из рекомендаций по вашему типу.






Домашнее задание
— Что является сильными сторонами и возможностями вашего стиля обучения?
— Что остается как ограничение вашего способа учиться и факторами, которые могут тормозить процесс развития?



2. Вспомните вашу цель, над которой вы работали во втором уроке. Подумайте, как можно выстроить образовательную траекторию, понимая собственные особенности в процессе обучения.
— Какой стиль обучения мне удобнее всего? Какие у этого стиля есть возможности и ограничения?
— Какова моя стратегия обучения? Как мне лучше всего достигать поставленных целей, исходя из собственных предпочтений и стиля обучения?
— Составьте план активностей на ближайший месяц по таблице:
Развивающие активности для этих навыков согласно вашему типу
Срок
Навыки, над которыми вы планируете работать
...
...
...
...
...
...
Домашнее чтение
Как запоминать и не забывать то, что выучили
В следующем уроке →
— Мнемотехники, интервальные повторения и другие способы улучшить память
— Почему мы забываем то, что уже выучили
— Зачем и с какой периодичностью нужно повторять материал
Автор урока: Рената Гизатулина, Lifelong Learning Lab
Полезные статьи и материалы