Как построить образовательную траекторию и подобрать стиль обучения
Урок 4. Курс «Мастерство учиться»
— Как развить у себя тот или иной навык?
— Какие бывают личные предпочтения и особенности в процессе обучения и как их выявить у себя?
— Как выбрать самую эффективную стратегию обучения?
— Как подстроить любое обучение под себя?
В этом уроке мы поговорим о том, как планировать свою образовательную траекторию после того, как цель была поставлена. Каждый учится по-разному. Есть люди, которым интереснее изучать материал в теории и с большей охотой они слушают лекции; есть люди, которые развиваются только через вызовы и рабочие задачи.
Теорий по типам обучения много, некоторые мы рассмотрим в этом уроке. Здесь вы также найдете три теста, которые позволят понять, какие из теорий и подходов будут эффективны лично для вас.
Развитие навыка
Навык или устойчивое изменение в поведении формируются постепенно. Есть удобная схема, которая показывает, какие стадии проходит любой учащийся.
Неосознанная некомпетентность. Человек даже не знает, каких навыков ему не хватает. Такое бывает, когда мы осваиваем профессию и не понимаем, над чем нужно работать. На этой стадии полезно исследование лучших практик в выбранном направлении, самодиагностика и обращение к наставникам.
Осознанная некомпетентность. Стадия, когда становится ясным разрыв между тем, что есть сейчас, и желаемым поведением. На ней можно уделить внимание уточнению своих образовательных целей и планированию обучения
Осознанная компетентность. Вспомните, как учатся водить машину или ездить на велосипеде: каждое движение максимально непривычно, внимание и контроль на пределе. Так идет процесс освоения навыка: вы понимаете, что пока мало умеете, но что-то уже начинает получаться. На этом этапе важно построить свою образовательную траекторию с учетом стиля обучения, обеспечить себе обратную связь в освоении навыка и поддерживать мотивацию. Может быть полезна работа с экспертами, которым вы доверяете.
Неосознанная компетентность.
На этой стадии навык доводится до автоматизма и то, что казалось сложным, делается по привычке. Полученный навык закрепляется за счет частого применения — количество переходит в качество. Например, вы наверняка печатаете на клавиатуре вслепую не задумываясь
Четыре стадии обучения
1
2
3
4
Вспомните один навык, который вы смогли развить. Подумайте, какие события были на каждой стадии и что позволяло переходить на следующую?
Олег — предприниматель, который создал IT-компанию с нуля. До 40 лет он не задумывался о здоровом образе жизни, пока не осознал, что быстро стал уставать и терять концентрацию. Своему питанию он никакого значения не придавал: завтракал чашкой кофе, перекусывал фастфудом и наедался на ночь. Но, пообщавшись с тренером в фитнес-клубе, понял, что недостаток энергии уже с утра может быть именно из-за неправильного рациона. Так он перешел в стадию осознанной некомпетентности.
Посчитаем БЖУ?
—
На этой стадии ему пришлось разобраться, как устроено здоровое питание в целом, какие есть рекомендации по составу и приему пищи. Олег нашел несколько экспертов-нутрициологов, посоветовался с врачом. Сделал чек-лист с правилами, которых придерживался шесть недель (полноценный завтрак с достаточным количеством белка и сложных углеводов, питьевая вода в течение дня, обязательный салат из сырых овощей на обед, легкий и не поздний ужин). Приступив к действиям, он перешел в стадию «осознанная компетентность».
Полтора месяца он культивировал новые полезные привычки. Поначалу было сложно, и Олегу пришлось ставить напоминания, чтобы есть и пить вовремя. Он научился считать баланс белков, жиров и углеводов, определять состав еды на глаз, оценивать реакцию организма на блюдо. Со временем он поймал себя на мысли, что напоминалки уже не нужны: «правильные» продукты в супермаркете он брал уже на автомате. Получается, что Олег перешел уже на следующую стадию — неосознанной компетентности. Чек-листы и советы блогеров тоже канули в Лету: свой оптимальный рацион он выстроил самостоятельно.
Мы проходим эти стадии постоянно, ведь обучение — непрерывный процесс. По отношению к навыкам на работе или в личной жизни мы можем быть на разных стадиях, и важно осознавать, где ты находишься, и помогать себе продвинуться дальше.
Мы разобрались, какие стадии есть в любом обучении, однако важно заметить и собственные особенности, а они есть у всех.
Шаг 1. Определяем свой стиль обучения
Стили обучения — это индивидуальные особенности и предпочтения в процессе обучения и развития, то есть ответ на вопрос «Как мы лучше всего развиваемся?». Ученые исследуют их с прошлого столетия, и есть множество разных классификаций стилей обучения.
Среди стилей обучения мы разберем такие группы:
Стили обучения, основанные на типах личности человека (интроверсия/экстраверсия, глобальное/детальное мышление)
Стили обучения, основанные на карьерной типологии Майерс — Бриггс
Гибкие стили обучения, которыми человек может управлять и развивать их в течение жизни (Колб, Хани и Мамфорд)
Наша задача в этом разделе — не разобраться, какая теория правильнее, а научиться диагностировать свой оптимальный способ учиться и понимать ограничения и сильные стороны. Определить это можно с помощью тестов или на основе предыдущего опыта обучения. Мы рекомендуем делать и то и другое, понимая, что тесты — лишь подсказка для вас.
В этом уроке мы предлагаем несколько типологий, чтобы вы могли выбрать наиболее применимую и близкую вам. Необязательно использовать все; главное — найти опорные рекомендации для вашего индивидуального стиля обучения.
1. Типология MBTI (Myers & Briggs)
Используется в Америке и Европе в профориентации студентов и при приеме на работу. Классификация делит людей на 16 типов личности по следующим признакам:
Ориентация сознания: I (интроверсия) — E (экстраверсия)
Ориентация в ситуации: S (здравый смысл) — N (интуиция)
Основа принятия решений: T (рациональность) — F (эмоциональность)
Способ подготовки решений: J (предварительная подготовка) — P (действия по обстоятельствам)
Дэвид Колб является известным исследователем в области образования. Он создал модель цикла обучения через опыт, на основании которого предположил, что у разных людей есть склонность к отдельным элементам этого цикла.
Упражнение
1. Наблюдение или действие? Что вы предпочитаете делать при возникновении новой задачи? Стараетесь собрать больше информации и понаблюдать за тем, что происходит, или вы больше склонны к активному действию с самого сначала?
Пример
Екатерина руководит большой командой разработчиков. В последнее время, когда на работе появлялась задача, навыков для которой у нее еще не было, она больше познавала все через практику, и ей было удобнее сначала попробовать самой, а потом уже собирать информацию по теме. Так происходило ее обучение как руководителя: сначала она попробовала сама организовать работу команды, что-то у нее получилось, что-то не очень, и по проблемным вопросам она обращалась за помощью к тренеру компании.
2. Вы чувствуете прошлый опыт или думаете о будущем? Как вы реагируете на полученный опыт? Фокусируетесь на его проживании или легко делаете выводы и концептуализируете полученный опыт?
Пример
Когда Екатерина ошибалась или, наоборот, добивалась успехов, она мысленно возвращалась к этому опыту и вспоминала свои действия, мысли и ощущения, что можно было сделать иначе. После неудач ей было сложно быстро вернуться в нормальное расположение духа, после успехов она была долгое время вдохновлена.
Для того чтобы определить, к какому типу вы более склонны, ответьте на два вопроса:
Honey & Mumford опирались на исследование Колба и создали опросник. Их стили обучения звучат немного проще, поэтому будем использовать их названия. Сразу оговоримся, что Екатерина — активист.
Теоретики выбрали наблюдение и концептуализацию. Они лучше всего учатся через понимание большого количества информации путем трансформации ее в «упаковку» из кратких и логичных форм. Теоретики больше сфокусированы на идеях и абстрактных концептах, чем на людях. Для них важнее теория и ее логика, нежели практическая ценность материала. Как правило, носители такого стиля в формальном обучении предпочитают читать, изучать и слушать лекции, исследовать аналитические модели и иметь время на обдумывание.
Прагматики выбрали действие и концептуализацию. Они лучше всех находят практическое применение идеям и теориям. У них отличная способность решать проблемы и принимать решения в сложных ситуациях. Они предпочитают технические задачи больше, чем взаимоотношения с другими людьми. В формальном обучении прагматики предпочитают экспериментировать с новыми идеями, тестировать решения, находить практическую применимость теории.
Мыслители — наблюдение и проживание опыта. Лучше всего они учатся через изучение конкретной ситуации с разных точек зрения. Они очень хорошо генерируют идеи, находят с командой решения в нетривиальных ситуациях и мозговых штурмах. Мыслители ориентированы на людей, эмоциональны, у них хорошо развито воображение, часто они работают в искусстве и креативных индустриях. В формальном обучении они предпочитают работать в группах, получать персонализированную обратную связь, активно слушать и коммуницировать.
Активисты — активное действие и проживание опыта. Такие люди учатся через непосредственный опыт. Они легко действуют не по плану и принимают рабочие вызовы. Активисты часто ориентируются на интуицию, а в логике и анализе полагаются на других. В формальном обучении они предпочитают работать с другими в командах, ставить цели, выполнять практическую часть заданий, тестировать разные подходы.
Стили обучения по Колбу могут меняться в зависимости от задачи, но предпочтения все равно есть у каждого человека.
После того как вы определили свой стиль обучения, подумайте о том, что является вашими:
1. Сильными сторонами, на которые можно опираться
2. Ограничениями, которые могут тормозить процесс развития
Рассмотрим это на примере Екатерины, она — активист.
Сильные стороны Екатерины:
— развивается через действие
— хорошо работает в команде, придумывает новое.
— хорошо чувствует людей и понимает их
— легко развивается в ситуации неопределенности и принимает вызовы
Барьеры или ограничения Екатерины:
— не может развиваться в жесткой среде, где преподаватель общается «сверху вниз»
— быстро начинает скучать, если обучение индивидуальное, ей нужна поддержка и обучение с другими
— не может изучать большое количество теории без практики
Шаг 2. Планируем развитие стратегически
В зависимости от вашего стиля обучения можно построить свою персональную образовательную траекторию так, чтобы учиться легко и в удовольствие.
Попробуйте ответить на вопросы, представляя новую цель:
— Вам будет проще работать над ней индивидуально или с другими в группе?
— Вам сначала легче изучить теорию, а потом пробовать применить на практике, или наоборот?
— Если вы активист и прагматик, то как вы себе организуете практический компонент в обучении, особенно если вы идете, например, получать высшее образование? Это важно, иначе у вас снизится интерес в процессе.
— Если вы мыслитель или теоретик, как вы обеспечите себе комфортное время на обдумывание в обучении, ориентированном на практику?
Иными словами, подстроить обучение можно в любой области, даже можно настроить этот курс под себя.
Вернемся к Екатерине и посмотрим рекомендации по планированию траектории развития, которые ей подойдут:
1. Избегать формального обучения — или оно должно идеально совпадать с рабочими задачами. Зато для Екатерины подходит обучение на рабочем месте.
2. Идти в новую область по такому принципу: сделать сначала самой на практике, потом осознать свои слабые стороны и найти под задачу теорию.
3. Выбирать программы с полным погружением в практику (интенсивы, стажировки) и с учебой в группе.
4. Организовать себе поддерживающую среду в виде людей с такими же целями и потребностями.
5. Изучать лучшие практики в той области, в которой она работает, и от этого ставить себе цели на развитие.
Шаг 3. План активностей на месяц
Когда мы продумываем образовательную траекторию, нужно собрать конкретные активности, которые помогут развиваться.
Обычно планировать обучение можно в трех категориях:
1. Формальное обучение, то есть изучение теории. Это, например, чтение книги или статьи, прохождение онлайн-курса, прослушивание лекции или подкаста.
2. Социальное обучение — это развитие через обмен опытом и взаимодействие с другими людьми. Например, консультация с ментором, конференция и общение с профессионалами из индустрии, бизнес-завтраки и профессиональные митапы.
3. Обучение через опыт, или обучение на рабочем месте. Ни одна теория не может начать работать сама. Нам нужно уметь переводить ее в практику и, если программа выбранного вами курса не подразумевает достаточное количество упражнений, продумать перевод в практику самостоятельно. Например, если вы развиваете презентационные навыки, подумайте, какие ситуации помогут вам использовать полученные знания. А после спроектируйте себе задачу для развития этого навыка.
Вот как может это выглядеть:
Английский язык
Ситуация использования
Спроектированная задача
Навык командного взаимодействия
Общение с коллегами по рабочим вопросам
Генерация идей всей командой
Организовать обмен опытом с коллегами из филиала в США и на встречах презентовать свои наработки
В следующий раз, когда надо будет предложить идею по новому проекту, предложить провести мозговой штурм в команде, а не делать все самостоятельно. В процессе и после анализировать свою роль в командном взаимодействии, свои драйверы и барьеры
Ситуация использования
Спроектированная задача
Навык
Навык
Для развития и освоения навыка и достижения стадии неосознанной компетентности нам необходимо постоянно проектировать себе задачи, практиковать и делать выводы. И обучение через опыт должно составлять бо́льшую часть вашего плана развития.
Вот как можно составить план на месяц:
Проектируем обучение через опыт и конкретные задачи.
Анализируем необходимую для этого теорию и планируем ее изучение (формальное обучение).
Анализируем возможности социального обучения в компании.
Также не забывайте о вашем стиле обучения и о том, что только вам решать, как лучше все спланировать.
Заключение
На пути развития вас поджидают удивительные открытия. И чем активнее ваша роль в образовательном процессе, тем ярче инсайты и точнее освоенные навыки. В этом уроке мы поговорили о том, как развить у себя тот или иной навык, а также как строить собственную траекторию обучения. Теперь у вас наверняка получится подстраивать любые занятия под свои особенности и делать их эффективными.
1. Проанализируйте ваш стиль обучения, отвечая на вопросы выше, с помощью тестов или анализируя предыдущий опыт в обучении. Сформулируйте для себя стратегию исходя из рекомендаций по вашему типу.
Домашнее задание
— Что является сильными сторонами и возможностями вашего стиля обучения?
— Что остается как ограничение вашего способа учиться и факторами, которые могут тормозить процесс развития?
2. Вспомните вашу цель, над которой вы работали во втором уроке. Подумайте, как можно выстроить образовательную траекторию, понимая собственные особенности в процессе обучения.
— Какой стиль обучения мне удобнее всего? Какие у этого стиля есть возможности и ограничения?
— Какова моя стратегия обучения? Как мне лучше всего достигать поставленных целей, исходя из собственных предпочтений и стиля обучения?
— Составьте план активностей на ближайший месяц по таблице:
Развивающие активности для этих навыков согласно вашему типу
— Мнемотехники, интервальные повторения и другие способы улучшить память — Почему мы забываем то, что уже выучили — Зачем и с какой периодичностью нужно повторять материал