Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться

Подробная программа курса «Как создается проза»

 

Подготовка к обучению

 

Результат: подготовимся к началу обучения и работе с рукописью

27 июня, 12:00 (мск). Вводный урок (на платформе Геткурс)

О чем урок

  • Как будем учиться

  • Расписание уроков (онлайн и в записи)

  • Календарь курса

  • Как подготовиться к обучению

  • Информация об условиях участия в конкурсе

  • Где будем учиться

 

Модуль 1. ПОДГОТОВКА ПОЧВЫ: ИЗУЧАЕМ ИНСТРУМЕНТЫ АВТОРА

 

Неделя 1

 

Урок 1. Первые шаги писателя. Эксперты — Юлия Баяндина, содиректор и партнер МИФа, и Саша Степанова, писательница, редактор, преподаватель литературного мастерства

3 июля, 19:00


  • «Экологичное» писательство: разрешаем себе писать и не сравниваем себя с другими

  • Гений или самозванец? Как не бросить работу над текстом и не разувериться в нем

  • Писательский тайм-менеджмент: находим время, организовываем пространство

  • Самобытность дороже правил: учим правила, чтобы их нарушать

  • В каком приложении писать, чем помогают нейросети и другие вопросы о том, что облегчает рабочий процесс



Практика: рефлексия своего писательского опыта, состояния. Анализ психологических барьеров, которые мешают в творчестве. Постановка целей на обучение (без обратной связи).



Групповая встреча. Эксперт — психолог Надежда Богданова (для тарифа «Усадьба Толстого»)

5 июля, 19:30


В пространстве бережной поддержки вы сможете обсудить с группой то, что вас беспокоит как писателя, почувствуете больше принятия, услышите мнение профессионального психолога. Только онлайн, без записи.


Модуль 2. ПОСАДКА ЛИТЕРАТУРНЫХ СЕМЯН: ИЗУЧАЕМ ЖАНРЫ, ПРИДУМЫВАЕМ ИДЕЮ

 

Неделя 2

 

Урок 2. Современная проза и авторские возможности. Эксперт — Наталья Ломыкина, литературный критик, преподаватель журфака МГУ, литературный обозреватель Forbes

10 июля, 19:00


  • Как устроена современная литература

  • Как использовать существующие тренды и жанры

  • Как сделать свой голос заметным

Практика: выбираем идеи и темы произведения, пишем цепляющий логлайн. Делимся мыслями о структуре, стиле, персонажах, сюжете, эмоциях и чувствах от литературного произведения, которые хотим вызвать у читателей (текст на 1,5–2 тысячи знаков).

4 дня на задание. Дедлайн 16 июля.


Урок 3. Как найти идею: концепты, тренды и формула бестселлера. Эксперт — Анна Неплюева, руководитель редакции «Художественная литература» в МИФе

12 июля, 19:00


  • Что такое идея и почему она так важна

  • 5 вопросов, к которым сводится идея

  • Хай-концепт и лоу-концепт, их преимущества и недостатки

  • Темы, которые востребованы всегда

  • Топ-10 трендов в художественной литературе

  • Топ-10 тропов в художественной литературе

  • Формула бестселлера

  • Практика: разбор логлайнов, оценка их коммерческого потенциала


 

Модуль 3. РАСЦВЕТ ПЕРВЫХ СТРОК: РАБОТАЕМ СО СТРУКТУРОЙ, СТИЛЕМ, ГЕРОЯМИ И ДИАЛОГАМИ

 

Неделя 3

 

Урок 4. Темный сюжетный лес: прокладываем дорожку от завязки к финалу. Эксперт — Екатерина Звонцова, писательница и литературный редактор

17 июля, 19:00


  • Четыре основы любого текста: соберем крепкий логлайн

  • Базовая сюжетная структура, варианты ее переосмысления

  • Добавляем в схему промежуточные точки, микрособытия и микроконфликты: чем заполнить сюжет

  • Путь героя и путь героини: чем отличаются в контексте сюжета и почему это не про гендер


Практика: выбираем тему для произведения (рассказа, романа) и составляем базовую структуру будущего сюжета. Пишем завязку для своего произведения, используя созданный план или без плана (текст на 1,5–2 тысячи знаков).

6 дней на задание. Дедлайн 23 июля.


Онлайн-разбор в мини-группе. Эксперт — Екатерина Звонцова, писательница и литературный редактор (для тарифа «Усадьба Толстого»)

19 июля, 19:00


Разбор текстов в мини-группе — с ответами на вопросы. Вы посмотрите на свои тексты глазами эксперта и других учеников. Это поможет найти новые смыслы и приемы, доработать идеи. Разборы проходят в формате мягкого обсуждения и конструктивного фидбэка.

 

Неделя 4

 

Урок 5. Герой живет: создание запоминающегося образа. Эксперт — Наталья Способина, писательница и поэтесса, автор бестселлеров

24 июля, 19:00


  • Типы персонажей. Главный герой и роль других персонажей на его пути

  • Характер героя. Маски и роли главного героя

  • Цель и мотивация. Раскрытие героя через конфликт

  • Особенности внешности, уникальные черты и их роль в раскрытии героя

  • Выбор имени и его влияние на представление героя


Практика: работаем с характеристикой персонажа, с помощью действия описываем момент, когда герой принимает ключевое решение в истории — то, которое раскроет нам его истинную личность (текст на 1,5–2 тысячи знаков).

6 дней на задание. Дедлайн 30 июля.


Воркшоп № 1. Тернистый путь: дойдем до финала с созданным нами героем. Екатерина Звонцова ведет группу на тарифе «Домик Ахмадулиной», Наталья Способина — смешанную группу, тарифы «Поместье Чуковского» и «Усадьба Толстого»

26 июля, 19:00


  • Приемы для создания главного героя

  • Базовые черты характера героя в разных жанрах

  • Как создать цели и мотивацию героя, способы разрешения конфликта

  • Арка персонажа: каким должен быть финал

 

Неделя 5

 

Урок 6. Герой говорит: правила живого диалога. Эксперт — Саша Степанова, писательница, редактор, преподаватель литературного мастерства

31 июля, 19:00


  • Диалог как он есть: функции, форма и техника речи

  • Голос героя: от словесного портрета до речевых характеристик

  • Пишем живой диалог: подтекст, темп и пять уровней поведения героя в диалоге

  • Главные ошибки в создании диалога: убедительность, язык, содержание и устройство


Практика: пишем фрагмент рассказа или законченный эпизод, состоящий только из реплик героев (без атрибуции — пояснений автора), сохраняя все части композиции (завязка, развитие, кульминация, итог). Прорабатываем в диалоге конфликт и его разрешение (текст на 1,5–2 тысячи знаков).

6 дней на задание. Дедлайн 6 августа.

 

Воркшоп № 2. Герой говорит: практика живого диалога. Эксперт — Саша Степанова, писательница, редактор, преподаватель литературного мастерства (для тарифов «Усадьба Толстого», «Поместье Чуковского»)

2 августа, 19:00


  • «Герои из шляпы»: практика по написанию диалогов заданных героев с установленным конфликтом

  • Разборы примеров и работ участников


Неделя 6

 

Урок 7. Раскрась историю: основы стиля, образные и стилистические средства. Эксперт — Марина Сычева, писательница, преподаватель русского языка и литературы

7 августа, 19:00


  • Форма и содержание: важность того, что написано (содержание, сюжет) и как написано

  • Как выбирать стиль, исходя из жанра, фокала, хронотопа (места и времени действия)

  • Как на практике стилизовать произведения

  • Образные и стилистические средства

  • Подводные камни и как их обойти

  • Темп и ритм текста: что замедляет, а что ускоряет текст


Практика: пишем стилизованный текст на основе заданной ситуации с использованием приемов из урока. По предложенным вариантам для стилизации или под свой авторский стиль. Добиваемся изменения эмоциональной и информационной нагрузки в тексте (текст на 1,5–2 тысячи знаков).

6 дней на задание. Дедлайн 13 августа.

 

Модуль 4. УХОД ЗА ЦВЕТУЩИМ САДОМ: РЕДАКТИРУЕМ — ОТ СЮЖЕТА ДО ГРАММАТИКИ

 

Неделя 7

 

Урок 8. Прополка сада: как и зачем автору редактировать свой текст. Эксперт — Ольга Нестерова, ведущий редактор МИФа

14 августа, 19:00


  • Редактура и саморедактура — в чем разница. Зачем автору учиться редактировать, если есть литературные редакторы и корректоры

  • Примеры саморедактуры у классиков (отдельные фразы до и после; разбираем, почему сделано именно так)

  • Как научиться видеть ошибки и проблемные места в своем тексте

  • Самые распространенные и раздражающие ошибки — на что смотреть в первую очередь


Практика: редактируем свои тексты. Готовим законченное произведение на рецензию (текст на 6–8 тысяч знаков).

13 дней на задание. Дедлайн 27 августа.


Онлайн-разбор в мини-группе. Эксперт — Саша Степанова, писательница, редактор, преподаватель литературного мастерства (для тарифа «Усадьба Толстого»)

16 августа, 19:00


Разбор текстов в мини-группе — с ответами на вопросы. Вы посмотрите на свои тексты глазами эксперта и других учеников. Это поможет найти новые смыслы и приемы, доработать идеи. Разборы проходят в формате мягкого обсуждения и конструктивного фидбэка.

 

Неделя 8

 

Урок 9. Саморедактура: процесс редактуры для автора — от сюжета до грамматики. Эксперт — Ольга Нестерова, ведущий редактор МИФа

21 августа, 19:00


  • Правка на разных уровнях

  • Объективная и вкусовая правка

  • Процесс саморедактирования — этапы, последовательность

  • Полезные инструменты, сайты, книги

  • Самостоятельное развитие грамотности и навыков редактирования

Воркшоп № 3. Причесываем текст: редактура без страха и упрека. Эксперт — Екатерина Звонцова, писательница и литературный редактор (для тарифов «Усадьба Толстого», «Поместье Чуковского»)

23 августа, 19:00


  • Как спокойнее и увереннее подходить к редактуре

  • Систематизируем ошибки

  • Разбираем слабый текст и на практике тренируемся делать его лучше

 

Модуль 5. ПРАЗДНИК УРОЖАЯ: ПОКАЗЫВАЕМ СВОЕ ТВОРЕНИЕ МИРУ

 

Неделя 9

 

Урок 10. Автор здесь: выбор издательства, публикация, договор, продвижение. Эксперт — Анна Неплюева, руководитель редакции «Художественная литература» в МИФе

28 августа, 19:00


  • Как выбрать издателя

  • Преимущества и недостатки традиционных издательств и самиздата

  • Краткий обзор крупнейших российских издательств и ведущих импринтов

  • Основные способы попасть в издательства

  • Стартер-пак начинающего автора: рукопись, синопсис, сопроводительное письмо. Правила оформления

  • Что важно знать до подписания договора

  • Выстраиваем ожидания правильно: как не разочароваться в издательстве и в себе

  • Что вы можете сделать для продвижения своей книги

  • Как выстроить успешную писательскую карьеру


Практика: готовим произведение к подаче заявки на конкурс (текст на 6–8 тысяч знаков).

13 дней на задание. Дедлайн 10 сентября.


Онлайн-разбор в мини-группе. Эксперт — Арина Ерешко, редактор направления «Художественная литература» в МИФе (для тарифа «Усадьба Толстого»)

30 августа, 19:00


Разбор текстов в мини-группе — с ответами на вопросы. Вы посмотрите на свои тексты глазами эксперта и других учеников. Это поможет найти новые смыслы и приемы, доработать идеи. Разборы проходят в формате мягкого обсуждения и конструктивного фидбэка.


Неделя 10

 

Урок 11. Пояс астероидов: авторский путь за пределами текста. Эксперт — Максим Мамлыга, книжный обозреватель и главный редактор

4 сентября, 19:00


  • Фигура автора в российском книжном мире и авторские стратегии, которые в нем работают

  • Какие существуют книжные медиа и как с ними работать

  • Как не заблудиться в пестром и разнообразном мире книжных и литературных институций


Практика: рефлексия по итогам своего обучения. Анализ результатов и достижения целей (без обратной связи).


Чаепитие на даче с любимыми авторами МИФа. Неформальная встреча (для тарифов «Усадьба Толстого», «Поместье Чуковского»)

6 сентября, 19:00


На онлайн-встрече за чашкой чая вы сможете поговорить с успешными авторами, узнать об их творческом пути, задать вопросы.


Неделя 11

 

Выпускной: финальная встреча
11 сентября, 19:00

 

Прием работ на конкурс на публикацию в первом номере Литературного журнала МИФа до 10.09.2024.

 

Подведение итогов конкурса до 31.10.2024.