Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Книги и тексты Психология и здоровье Бизнес и карьера Лектории Практикумы Бесплатные Старты месяца Выбор студентов Получить профессию Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться

Язык и культурные коды

Вряд ли кто-то, проговаривая известную с детства присказку: «Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки», задумывается о том, что эта фраза про общение живых и мертвых (и даже имеет отношение к шаманизму). Или что «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю» восходит к обряду инициации.

Язык — то, что объединяет нас и наших предков. Анализируя его, мы узнаем, как в древности осмысляли время и пространство, жизнь и смерть, чего боялись и во что верили.

Почему тоска наваливается, как обозначался центр мира и отчего «оно» и «они» — страшные? На лектории вместе с доктором наук Евгением Стефанским поговорим о том, как в слова, которые мы с вами пишем и произносим сегодня, впечатаны обычаи, верования и мысли людей прошлого. И это не фантастика. А лингвистика.
Язык и культурные коды
Как жизнь наших предков зашифрована в языке и фольклоре
Записаться
Лекторий
Старт 3 сентября
  • Чтобы чувствовать язык, различая тончайшие нюансы смыслов.

  • Узнать, какие представления древних людей о мире мы, сами того не замечая, воспроизводим каждый день в своей речи. Иногда даже ритуальные заклинания!

  • Уметь подбирать точные слова и доносить свои идеи так, чтобы быть услышанным. Что полезно для пишущих людей и не только.

  • Получить мурашки и непередаваемые ощущения от прикосновения к глубокой древности.
В. Я. Пропп показал, как обряды и ритуалы отразились в волшебных сказках. Мы пойдем дальше: следы давнего прошлого существуют и в самом языке. Лекторий поможет научиться их различать.
Посмотреть программу
Зачем искать в языке «преданья старины глубокой»?
Интересное
о сказках
Стефанский Евгений Евгеньевич — доктор филологических наук, профессор Самарского университета, автор более 150 научных работ (в том числе четырех монографий). Научные интересы: славянское языкознание, лингвокультурология, этнолингвистика.

Этот лекторий развивает идеи, высказанные в книге Е. Е. Стефанского и С. З. Агранович «Миф в слове и поэтика сказки»
Эксперт
Этот лекторий посвящается
Ученому с большой буквы — филологу, фольклористу Софье Залмановне Агранович, которая обитала = на кафедре литературы Самарского университета.
На памятной доске, установленной на кафедре литературы СамГУ, написано: «Здесь обитала профессор Софья Залмановна Агранович».
Для кого этот лекторий
Для тех, кто поклоняется Проппу, великому и всемогущему

Если «Исторические корни волшебной сказки» — ваша настольная книга, то продолжение темы точно придется по душе. Ведь древние обряды и ритуалы нашли отражение не только в сказках, но и непосредственно в языке.
Для людей пишущих и читающих

Этот лекторий выведет вас на принципиально другой уровень восприятия языка. Вы увидите новые связи: как «горизонтальные» — между разными языками, так и «в глубину» — отражение в языке артефактов древности и представлений предков.
Для всех, кто обожает историю и культуру

Вы узнаете много интересного. Например, то, что восприятие времени у древних людей было не «линейное», как у нас, а «круговое». Или то, что сознание древних людей было синкретичным, то есть могло совмещать категории «добра» и «зла» в одном понятии. И многое-многое другое.
Раскроете для себя новые грани восприятия языка и понимания его тончайших смыслов, заложенных в лексике и грамматике
Что вы вынесете из лектория
Научитесь различать неочевидное родство слов по их ассоциативной связи с древними ритуалами и магическими действиями
Узнаете много новых интересных фактов о том, как жили наши предки, в духе книг В. Я. Проппа (все, как мы любим!)
Увидите, как в языке закрепились представления древних о пространстве, времени, границах, жизни, смерти и существах потустороннего мира. И как мы используем эти языковые конструкции до сих пор
Программа
Записи. Сертификат
Лекция 1. Что такое антропоцентрическая лингвистика?
1. Все знают про законы физики. А есть ли законы языка?
2. Что интересовало лингвистов в XIX и XX веках? Лингвистика XXI века: в центре — человек как носитель определенного языка и культуры.
3. Почему язык отражает не научный, а наивный взгляд на мир?
4. Топонимическая легенда о волжских городах и древнейшие бинарные оппозиции (левый-правый, мужской-женский, полный-пустой, свой-чужой).
5. Как жест зафиксировался в слове? Этимология слов «клятва» и «присяга». У какой бабушки гостили ладушки?
6. По проспекту гуляли пары. У Ивановых сегодня гуляют. Жена гуляет от мужа. Что объединяет эти три значения глагола «гулять»?
3 сентября, вторник, 19:00 (мск)
Лекция 2. У последней черты. Пространственные культурные коды и их отражение в языке
10 сентября, вторник, 19:00 (мск)
1. Он здесь с первого колышка. Почему строитель подобен Богу?
2. Как обозначался центр мира?
3. Место как обитаемое пространство.
4. Граница: от природных границ к «мечению территории» и опахиванию до вала и крепостных стен.
5. Почему оборона всегда круговая? Почему кремль — это укромное место?
6. Что такое межа и почему «меж двух огней» и «между молотом и наковальней» всегда неуютно?
Лекция 3. Это переходит все границы. Этические, юридические и эмоциональные концепты, порожденные пространственными культурными кодами
17 сентября, вторник, 19:00 (мск)
1. Нарушение моральных и правовых норм как нарушение границы: «Его дерзость не имеет границ», «перейти Рубикон», «преступление», «проступок».
2. Рефлексия по поводу границы: «У человека нет внутренней суверенной территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другому или глазами другого» (М. Бахтин).
3. Актуализация внутренней формы слова «преступление» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
4. Смех на границе. Типаж Трикстера.
5. Юркий шалун и шальной охальник — отражение Трикстера в языке.
6. Трикстер и черта в рассказе М. Кундеры «Эдуард и Бог».
Лекция 4. Живые и мертвые. Оппозиция «жизнь — смерть» в грамматике славянских языков
24 сентября, вторник, 19:00 (мск)
1. Как возникла и что отражает категория одушевленности-неодушевленности в славянских языках. Как оскорбить с помощью грамматики.
2. «У кошки котя такое же дитя». Что обозначает средний род и класс существительных со значением детенышей животных.
3. Его переехало трамваем. Страшное «оно» и «они» у Салтыкова-Щедрина и Булгакова.
4. «Ингредиенты» тоски: печаль + страх.
5. Метафорические модели тоски: тоска навалилась и «По тебе внизу тоскует мама, // В ней душа грустней пустого храма» (М. Цветаева).
6. Тоска в контексте похоронной обрядности.
3300 ₽
1300 ₽
Подарить лекторий
Лекторий можно подарить. После оплаты придет инструкция, как передать доступы к курсу человеку, которого вы решили порадовать.
Вы можете купить весь лекторий разом или одну лекцию на интересующую вас тему
4 лекции за
1 лекция за
Выбрать лекцию ↑
Стоимость
6000 ₽
Выдаем сертификат
о прослушивании лектория
FAQ
Пишите на mifcourses@m-i-f.ru.
И не забудьте ознакомиться с офертой.
Есть вопросы?