Вряд ли кто-то, проговаривая известную с детства присказку: «Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки», задумывается о том, что эта фраза про общение живых и мертвых (и даже имеет отношение к шаманизму). Или что «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю» восходит к обряду инициации.
Язык — то, что объединяет нас и наших предков. Анализируя его, мы узнаем, как в древности осмысляли время и пространство, жизнь и смерть, чего боялись и во что верили.
Почему тоска наваливается, как обозначался центр мира и отчего «оно» и «они» — страшные? На лектории вместе с доктором наук Евгением Стефанским поговорим о том, как в слова, которые мы с вами пишем и произносим сегодня, впечатаны обычаи, верования и мысли людей прошлого. И это не фантастика. А лингвистика.
Язык и культурные коды
Как жизнь наших предков зашифрована в языке и фольклоре
Чтобы чувствовать язык, различая тончайшие нюансы смыслов.
Узнать, какие представления древних людей о мире мы, сами того не замечая, воспроизводим каждый день в своей речи. Иногда даже ритуальные заклинания!
Уметь подбирать точные слова и доносить свои идеи так, чтобы быть услышанным. Что полезно для пишущих людей и не только.
Получить мурашки и непередаваемые ощущения от прикосновения к глубокой древности.
В. Я. Пропп показал, как обряды и ритуалы отразились в волшебных сказках. Мы пойдем дальше: следы давнего прошлого существуют и в самом языке. Лекторий поможет научиться их различать.
Посмотреть программу
Зачем искать в языке «преданья старины глубокой»?
Интересное о сказках
Стефанский Евгений Евгеньевич — доктор филологических наук, профессор Самарского университета, автор более 150 научных работ (в том числе четырех монографий). Научные интересы: славянское языкознание, лингвокультурология, этнолингвистика.
Этот лекторий развивает идеи, высказанные в книге Е. Е. Стефанского и С. З. Агранович «Миф в слове и поэтика сказки»
Эксперт
Этот лекторий посвящается Ученому с большой буквы — филологу, фольклористу Софье Залмановне Агранович, которая обитала = на кафедре литературы Самарского университета.
На памятной доске, установленной на кафедре литературы СамГУ, написано: «Здесь обитала профессор Софья Залмановна Агранович».
Для кого этот лекторий
Для тех, кто поклоняется Проппу, великому и всемогущему
Если «Исторические корни волшебной сказки» — ваша настольная книга, то продолжение темы точно придется по душе. Ведь древние обряды и ритуалы нашли отражение не только в сказках, но и непосредственно в языке.
Для людей пишущих и читающих
Этот лекторий выведет вас на принципиально другой уровень восприятия языка. Вы увидите новые связи: как «горизонтальные» — между разными языками, так и «в глубину» — отражение в языке артефактов древности и представлений предков.
Для всех, кто обожает историю и культуру
Вы узнаете много интересного. Например, то, что восприятие времени у древних людей было не «линейное», как у нас, а «круговое». Или то, что сознание древних людей было синкретичным, то есть могло совмещать категории «добра» и «зла» в одном понятии. И многое-многое другое.
Раскроете для себя новые грани восприятия языка и понимания его тончайших смыслов, заложенных в лексике и грамматике
Что вы вынесете из лектория
Научитесь различать неочевидное родство слов по их ассоциативной связи с древними ритуалами и магическими действиями
Узнаете много новых интересных фактов о том, как жили наши предки, в духе книг В. Я. Проппа (все, как мы любим!)
Увидите, как в языке закрепились представления древних о пространстве, времени, границах, жизни, смерти и существах потустороннего мира. И как мы используем эти языковые конструкции до сих пор
Программа
Записи. Сертификат
Лекция 1. Что такое антропоцентрическая лингвистика?
1. Все знают про законы физики. А есть ли законы языка? 2. Что интересовало лингвистов в XIX и XX веках? Лингвистика XXI века: в центре — человек как носитель определенного языка и культуры. 3. Почему язык отражает не научный, а наивный взгляд на мир? 4. Топонимическая легенда о волжских городах и древнейшие бинарные оппозиции (левый-правый, мужской-женский, полный-пустой, свой-чужой). 5. Как жест зафиксировался в слове? Этимология слов «клятва» и «присяга». У какой бабушки гостили ладушки? 6. По проспекту гуляли пары. У Ивановых сегодня гуляют. Жена гуляет от мужа. Что объединяет эти три значения глагола «гулять»?
Лекция 2. У последней черты. Пространственные культурные коды и их отражение в языке
В записи
1. Он здесь с первого колышка. Почему строитель подобен Богу? 2. Как обозначался центр мира? 3. Место как обитаемое пространство. 4. Граница: от природных границ к «мечению территории» и опахиванию до вала и крепостных стен. 5. Почему оборона всегда круговая? Почему кремль — это укромное место? 6. Что такое межа и почему «меж двух огней» и «между молотом и наковальней» всегда неуютно?
Лекция 3. Это переходит все границы. Этические, юридические и эмоциональные концепты, порожденные пространственными культурными кодами
В записи
1. Нарушение моральных и правовых норм как нарушение границы: «Его дерзость не имеет границ», «перейти Рубикон», «преступление», «проступок». 2. Рефлексия по поводу границы: «У человека нет внутренней суверенной территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другому или глазами другого» (М. Бахтин). 3. Актуализация внутренней формы слова «преступление» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 4. Смех на границе. Типаж Трикстера. 5. Юркий шалун и шальной охальник — отражение Трикстера в языке. 6. Трикстер и черта в рассказе М. Кундеры «Эдуард и Бог».
Лекция 4. Живые и мертвые. Оппозиция «жизнь — смерть» в грамматике славянских языков
В записи
1. Как возникла и что отражает категория одушевленности-неодушевленности в славянских языках. Как оскорбить с помощью грамматики. 2. «У кошки котя такое же дитя». Что обозначает средний род и класс существительных со значением детенышей животных. 3. Его переехало трамваем. Страшное «оно» и «они» у Салтыкова-Щедрина и Булгакова. 4. «Ингредиенты» тоски: печаль + страх. 5. Метафорические модели тоски: тоска навалилась и «По тебе внизу тоскует мама, // В ней душа грустней пустого храма» (М. Цветаева). 6. Тоска в контексте похоронной обрядности.
Мы уверены в качестве образовательных продуктов, которые делаем. Но если в течение недели с даты покупки вы поймете, что лекторий не подходит вам по каким-то причинам, оформим возврат. Подробнее — в оферте.
Да, вы можете приобрести курсы в рассрочку в Тинькофф Банк. Выберите курс, заполните форму и нажмите «Записаться». Вам будут предложены варианты оплаты, в том числе рассрочка на 4, 6, 10 и 12 месяцев — без первоначального взноса.
Да, конечно. Есть оферта, где прописаны права и обязанности сторон, а также юридические аспекты покупки курса и процесса обучения.
Кроме того, есть лицензия на осуществление образовательной деятельности — и ученики могут получить налоговый вычет в размере 13%.