Из года в год мы ставим дома новогоднюю елку и украшаем ее. Но откуда взялся этот славный обычай? Оказывается, праздничная ель восходит к «райскому дереву», символу познания и — ни много ни мало — умению осознанно решать, что такое добро и зло. Часто ли мы делаем что-либо, потому что «так принято»? Очевидно, да. Словно часть информации в нашем сознании зашифрована, а ключ утерян. К счастью, не навсегда. Многие загадки нашего мышления мы можем разгадать, изучая сказки.
Добро пожаловать за грань привычного и очевидного — лекторий о сказках с Варварой Евгеньевной Добровольской.
Так и хочется воскликнуть «Где же логика?» Продали бы яйцо и жили припеваючи.
А логика в том, что яйцо — символ жизни. А золото — атрибут мира мертвых. И смысл этой ситуации можно выразить коротко:
«Пришла пора умирать».
Но и тут не все так просто. Древние не знали абстрактных понятий и не понимали смерть так, как мы. Поэтому описывали все буквально, действиями. То, что мы назвали бы, например, научным словом «энтропия», в их изложении выглядело так:
Из сборника «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева
«Об этом яичке строй стал плакать, баба рыдать, вереи хохотать. Курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом заку́рился, двери побутусились, тын рассыпался. Поповы дочери шли с водою, ушат приломали. Попадья квашню месила — всё тесто по полу разметала. Поп стал книгу рвать — всю по полу разметал!»
В сказках отражены архаичные представления, обряды и ритуалы, которые мы знали, но потом забыли. Вернее, знали наши предки, а забыли мы. Что-то исчезло, а что-то приняло новые формы. Смотрите: сказочные дед и баба били свое яйцо, а мы на Пасху красим яйца и тоже стукаемся ими…
Хорошо, что у нас есть возможность эти знания восстановить. Хотя бы те, которые зашифрованы в сказках.
При всем разнообразии, сказочные сюжеты имеют общие черты у народов, которые разделяют века и континенты. Это древний культурный код, который не знает языковых различий. Поэтому сказка — история становления и человека как личности, и общества в целом.
Посмотреть программу
Зачем изучать сказки?
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое. Дед бил — не разбил. Баба била — не разбила…
Интересное в сказках
Варвара Евгеньевна Добровольская — фольклорист, сказковед, специалист по изучению примет и поверий, автор более 250 работ по фольклору и традиционной культуре, кандидат филологических наук. Доцент кафедры общего и славянского искусствознания Института славянской культуры Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), член Этнографической комиссии Русского географического общества.
Эксперт
Как появилась сказка
Появление сказки исследователи связывают с родо-племенным строем, охотничьим промыслом и древними обрядами. Важнейший из которых — обряд инициации (посвящения) во взрослую жизнь.
Сказка возникает в момент распада обряда, поскольку живой обряд существует только для посвященных. Сакральная информация племени не может быть раскрыта.
В сказке архаика мирно уживается с более поздними элементами. Поэтому выдающийся исследователь сказки В.Я. Пропп называл ее энциклопедией представлений человека о мире.
— Вы увидите сказки совершенно по-новому и перестанете воспринимать их как то, что написано исключительно для детей
— Вы сможете исследовать сказки вместе со своими детьми-старшеклассниками, это очень увлекательно
— Поймете смысл многих обычаев и обрядов, которые поддерживали «на автомате»
— Взглянув под новым ракурсом на сказочных героев, вы уже не сможете это «развидеть» и станете иначе воспринимать известные литературные сюжеты.
— Возможно, вы захотите немедленно применить полученные знания и перечитать известные сказки в подлиннике, а не в обработке (например в сборнике Афанасьева)
— Ладушки-ладушки, где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Известный фольклорист С.З. Агранович считает, что сохранившийся в этой песенке ритуальный диалог вводит нас в обстановку тризны и ритуального общения с предками при помощи касания ладонями.
(Из книги «Homo amphibolos. Археология сознания»)
Что даст вам лекторий
Программа
Записи. Сертификат
Лекция 1. Чудесные дети в волшебных сказках, или Почему Баба-яга так и не съела Ивашечку?
Почему некоторые дети в сказках рождаются чудесным образом: из отрубленного пальца, яйца чудесной птицы, полена, кочерыжки или фасолины, а девочек и вовсе могут вылепить из снега?
С чем связаны необычные свойства сказочных детей: маленький рост, недюжинная сила, смекалка, красота, особые знаки на теле?
Баба-яга в волшебной сказке: почему «нос в потолок врос», при этом не выносит, когда «русским духом пахнет», и как выглядит ее «костяная нога»?
Почему Баба-яга всегда грозит героям смертью, но никогда никого не ест? И наоборот, мальчик может не только зажарить Ягу, но и улететь от нее на птицах-спасителях, да еще прихватив чудесную диковинку.
Чудесные девочки, которые могут обмануть медведя и заставить отнести их домой, да еще и пирожков прихватить. Но иногда девочкам свойственно неправильно рассчитывать свои силы — и тогда может случиться страшное и непоправимое.
Лекция 2. Героини волшебных сказок: притесняемые падчерицы, богатырки, которые способны победить самого Кощея, и красавицы в обличье зверей и птиц.
Запись лекции
Почему мачеха отправляет девушку в темный лес, а отец покорно везет ее на верную смерть? И почему Золушку не пускают на бал?
Волшебные помощники героини: кому в русских сказках соответствует европейская фея-крестная?
Откуда в сказке Ш. Перро появилась «хрустальная туфелька», и что теряет героиня, если такой туфельки у нее нет?
Кто такая Марья Моревна? Почему до замужества героиня легко победила самого Кощея Бессмертного, а после свадьбы оказалась беззащитной против его козней?
Неужели Царевна-лягушка — на самом деле лягушка? И зачем Иван-царевич сжег ее шкурку?
Лекция 3. Чудесные мужья или женихи, или Кто же все-таки летает к Марьюшке?
Запись лекции
Что именно рассказала ключница Пелагея маленькому мальчику Сереже в имении под Уфой и что Сергей Тимофеевич Аксаков прочитал и увидел, чтобы написать сказку «Аленький цветочек»?
Откуда прилетает Финист — Ясный сокол и где сад Чудища лесного, в котором на клумбе аленький цветочек растет?
Русская красавица Настенька и француженка Бэль, Чудище лесное из русских сказок и французское Чудовище: фольклорное родство и авторские интерпретации в сказках.
Чудесные мужья и женихи: откуда они берутся? Почему их можно вызвать с помощью чудесного перышка или попасть в их мир с помощью аленького цветочка? Почему героиня должна бороться за свое счастье? И вообще, кто эти юноши и заколдованы ли они?
Лекция 4. Змей Горыныч, богатыри-воины и герои-искатели в русских сказках: о молодильных яблочках и царевнах в высоких теремах.
Запись лекции
Откуда в сказках появился змей, кто назвал его Горынычем? Почему он живет за рекой Смородиной? И зачем змею сражаться с богатырями?
Кто такой сказочный богатырь и чем он отличается от богатыря былинного? Конь таинственной масти, другие чудесные помощники богатырей и средства маскировки.
Герои-искатели, которые не любят сражаться, а всегда что-то ищут, например молодильные яблоки, златогривого коня или прекрасную царевну. Их чудесные помощники: звери, сообразительные зятья, которые умеют превращаться в птиц и др.
Как искать «то, не знаю что»? И находить. Особенно если помогает жена — умная и красивая, как в сказке.
Не обязательно. При упоминании сказок эксперт напомнит сюжеты.
Видеозаписи будут доступны в течение года
Лекции будут проходить на платформе ZOOM
Мы уверены в качестве образовательных продуктов, которые делаем. Но если в течение недели с даты покупки вы поймете, что лекторий не подходит вам по каким-то причинам, оформим возврат. Подробнее — в оферте.
Да, вы можете приобрести курсы в рассрочку в Тинькофф Банк. Выберите курс, заполните форму и нажмите «Записаться». Вам будут предложены варианты оплаты, в том числе рассрочка на 4, 6, 10 и 12 месяцев — без первоначального взноса
Да, конечно. Есть оферта, где прописаны права и обязанности сторон, а также юридические аспекты покупки курса и процесса обучения.
Кроме того, есть лицензия на осуществление образовательной деятельности — и ученики могут получить налоговый вычет в размере 13%.
Есть оплата зарубежными картами: выбирайте опцию «Оплата картой, выпущенной банком в других странах». Если вы за границей с российской картой, ею тоже можно пользоваться.