Здравствуйте.
В России человек читает
В «Билайне» заметили: те, кто не пропускает рассылку «ЧитайЧетверг», потом становятся пионерами изменений. В BIOCAD рассказывают: сотрудники, которые много читают, развивают мышление, могут лучше структурировать мысли и в итоге становятся лидерами перемен. Чувствуете? О том же самом другими словами.
Пример тематической рассылки Билайн Университета «Работаю в команде»
Без чтения не будет изменений. А если компания не движется вперед, значит, она регрессирует (нет, даже не стоит на месте). Мы вот представили (и нарисовали) вас рыцарями — Проводниками перемен — которые много читают сами и развивают культуру чтения в компании. Все для того, чтобы перейти — нет, перелететь — на следующий уровень, стать великими, а не большими.
Читаем больше на «раз-два-три»
Итак, как же мотивировать коллег читать больше? Сформулировали пять правил читающей компании — пользуйтесь. (Кстати, если у вас есть свои — напишите нам.)
Правило № 1. Заразите чтением
Так делают многие руководители, например, Герман Греф в «Сбербанке», Тони Шей в Zappos, Артем Агабеков в «Фабрике окон». Если есть список книг от гендира, обычно читать начинают как раз с него: если рекомендует первое лицо, это must.
Но вовсе не обязательно это должно идти «сверху». Любой сотрудник, который любит читать, у которого горят глаза, может заразить остальных. В МИФе по пятницам есть особый «вечерний редсовет», когда мы собираемся вместе и рассказываем друг другу про классные книги, которые успели прочитать. По саморазвитию, художественные или даже про комиксы.
Рассказывайте личную историю и что ценного вы вынесли и внедрили (или хотя бы собираетесь). Самое простое, что можно сделать — при каждом удобном случае спрашивайте: «Что читаешь?». Начните сегодня :)
Правило № 2. Рекламируйте
Юля Максина, директор по развитию МИФа, советует: «Представьте, что вам нужно продать чтение: пропишите все точки контакта, взаимодействуйте в офлайне и онлайне. Важно делать это — хоть комплексно, хоть понемногу. Поясню на цифрах: если делать рассылки и рассказывать про конкретные книги, то интерес именно к этим книгам возрастает в 2,5 раза».
Знакомьтесь, это Юля: «Дружим с компаниями. Долго и надолго»
Придумывайте и пробуйте все, что может зацепить людей. Например, можно повесить плакаты с цитатами из любимых книг там, где коллеги часто бывают: в переговорках, у кулера и даже в туалете. Серьезно.
Перед тем как писать это письмо, поговорили с Марьяной Онысько, в МИФе она занимается развитием электронной библиотеки. Так вот, Марьяна поделилась инсайтом: цитаты должны совпадать с ценностями компании. То, как компания общается со своими сотрудниками, что она транслирует — следствие того, как она хочет себя позиционировать. Не думайте, будто цитаты — это мелочь. Это способ подать правильный сигнал сотрудникам.
Скачайте шаблон и попробуйте сделать парочку плакатов на этой неделе (инструкцию мы тоже написали).
Если у вас есть электронная библиотека, разместите QR-код на плакате, чтобы было легко скачать книгу.
Правило № 3. Создавайте среду
Важно, чтобы люди могли читать, когда захотят. Убирайте барьеры и создавайте условия, которые поддерживают развивающую среду. Вот как это делают в BIOCAD: «У нас есть бумажная библиотека и буккроссинг. Сотрудники делятся книгами, которые им нравятся. Всегда есть свежие книги».
Делайте собственные «книжные полки» — подборки книг — в поддержку модели компетенций. Допустим, в шкафу можно отвести под каждую тему отдельную полку и прикрепить стикеры с подписью: указывать, что такие книги нужны, чтобы прокачаться в клиенториентированности, а такие — в продажах, управлении проектами.
Правило № 4. Обучайте
Упаковка очень важна. Как упакованы атрибуты чтения в вашей компании, такой приоритет чтению в ней ей и отдается. Купить 20 книг и поставить их на полку часто бывает недостаточно. Нужен системный подход.
1. Добавьте книги в индивидуальные планы развития: попробуйте время от времени обсуждать, какие идеи из книг кто вынес, как собирается их использовать, что будет улучшать в своей работе.
2. Включите книги в программу обучения (до или после тренинга). Например, в МТС есть Гид по личному развитию на основе книг МИФа. В компании «Росатом» в конце семинаров сотрудникам обязательно вручают книгу.
Правило № 5. Вовлекайте читающих
В том же разговоре Марьяна рассказала об интересной гипотезе. В каждой компании есть три аудитории:
- фанаты книг, которые, была б их воля, поселились бы в библиотеке;
- те, кто не читает, потому что не видит ценности, заставить их тяжело;
- те, кто хочет читать, но у них есть причины этого не делать — нет времени или поддержки от единомышленников.
Когда беретесь за продвижение культуры чтения, опирайтесь как раз на первых — это ядро. Постепенно они подтянут за собой остальных. Можете отправлять им рассылку про новинки — они будут рассказывать о книгах на каждом углу. Объединяйтесь. Организуйте книжный клуб или выступите перед коллегами, чтобы помочь разобраться в сложной теме. Читающие — ваш локомотив. Читающие — это мы с вами.
Делать то, что должны хочется
Да, сегодня вокруг нас читают не так много людей, как мы с вами мечтаем. Но всегда можно подналечь, приложить усилие — и сломать стену, разбить кирпичи нежелания, непонимания, слабой мотивации, плохой привычки, в конце концов. Помочь тем, кто хочет идти вперед, но почему-то у него никак не выходит. Стать настоящим Проводником Перемен.
Помните, что мы с вами — те, кого мы ждали?
Ваш МИФ