Как не слить бюджет на корпоративные подарки

Добрый день!

Сегодня я расскажу вам:

  1. О стратегиях при выборе корпоративных подарков.

  2. Как сделать так, чтобы ваш логотип попал на страницу Лиги читающих компаний.

Стратегия корпоративных подарков.

Источник фото

В детстве я ненавидела ходить на дни рождения друзей, потому что у меня всегда были ужасные подарки. Их второпях покупала мама. Я хорошо усвоила урок — прийти с плохим подарком значит испортить праздник себе.

Сейчас я смотрю на то, чем партнеры засыпают в декабре наш офис: алкоголь, чай, конфеты. Кажется, моя мама помогает с подарками и им :-)

Для многих компаний корпоративные подарки — большой кусок бюджета. Но они все равно действуют без стратегии. Наверное, считают, что рационализировать подарки нельзя. Но они ошибаются — вы удивитесь, как много графиков мы собрали для вас в этой рассылке.

Мы провели небольшое исследование, чтобы найти ответы на вопросы:

  1. Можно ли улучшить подарок, сократив на него бюджет?

  2. У каких подарков больше шансов понравиться?

  3. Что говорит ваш подарок и что слышит получатель?

  4. Как придумать идею подарка?

     

Как улучшить подарок, уменьшив бюджет?

Живет парень Вова. У его девушки Кати скоро день рождения. Вова решил нарисовать фею и напечатать Кате футболку с этой картинкой и ее ником @feya. Но не успел заказать.

В день Х Вова без подарка. По дороге в ресторан он забегает в «Л’Этуаль» и покупает подарочную карту на 3000 рублей. Меньше — несерьезно. Приходить с карточкой — все равно что с пустыми руками, поэтому Вова покупает цветы. Букет стоит 500 рублей.

В итоге Вова потратил 3500 рублей на подарок, который понравится Кате гораздо меньше, чем понравилась бы футболка за 700 рублей. Бюджет превышен в пять раз. Подарок хуже в разы.

Выводы:

  1. Нет прямой зависимости между ценой подарка и его воспринимаемой ценностью.

  2. Расходы на подарок можно сократить, придумав оригинальную идею.

  3. Расходы на подарок можно сократить, заказав его заранее.

Все это имеет отношение и к корпоративным подаркам — хорошая идея и время могут сэкономить вам большие деньги и умножить впечатления.

С корпоративными подарками на Новый год есть еще и такая зависимость — чем позже вы «опомнились», тем дороже вам обойдется подарок.

Что кому дарить?

В сети полно исследований о подарках. Многие бизнес-издания проводили опросы, мы их проанализировали и сделали выводы.

Вывод № 1. Два главных критерия оценки подарка — полезность и оригинальность.

Рисуем карту подарков по этим двум признакам.

Дирижерская палочка руководителю — это оригинально, но бесполезно, а настенные часы наоборот — полезны, но не оригинальны.

Лучший подарок поселится в правом верхнем углу — полезный и оригинальный именно для вашего получателя.

Карта подарков легко преобразуется в матрицу, которая поможет разобраться, что кому дарить. Матрица делит все подарки на четыре типа:

1) оригинальные-бесполезные

2) оригинальные-полезные

3) неоригинальные-бесполезные

4) неоригинальные-полезные.

Каждый сегмент матрицы несет свое сообщение.

Реакция на сообщения бывает такой.

Неоригинальные-бесполезные подарки никому не нужны, а оригинальные-полезные — наоборот. Чтобы лучше понять, что к чему, пройдемся по зонам матрицы — от худших к лучшим.


Красная зона. Просто не делайте этого

Если подарок неоригинален и бесполезен — это провал. Сколько бы он ни стоил.

«Худшим подарком была тяжелая стеклянная штука с надписью компании, подарившей её. Места занимает много, но несолидно держать на своем столе или шкафу монумент не своей организации».
Ирина Тырышкина, помощник капитана. Источник — HR-Journal

 

Желтые зоны. Присмотритесь к аудитории

С двумя желтыми квадратами попасть сложно, но можно. Если вы хорошо знаете свою аудиторию.

Оригинальные-бесполезные подарки обычно дарят тем, у кого «все есть». Но они могут понравиться не только им. Творческие люди, программисты, дети в душе — есть круг людей, которые оценят оригинальность бесполезного-оригинального подарка.

Автор фото — osinav

Наш.Лось = «нашлось». От слогана Яндекса «Найдется все». Когда я работала в Яндексе, мы часто получали в подарок бесполезные вещицы, как этот лось-конструктор. Подарок понравился коллегам-программистам. Лося собирали задом-наперед, фотографировали в самых неожиданных местах офиса. В общем, лось «сделал» тот праздник.

Не дарите такой подарок материалисту — тому, кому важнее утилитарные свойства подарка.

«Не нравятся новогодние сувениры, которые не несут никакой функциональной нагрузки и вынуждают меня заниматься сначала складированием, а потом выбрасыванием».
Елена Качура. Источник — HR-Journal

Полезные-неоригинальные подарки могут понравиться как раз этой группе. Встречаются хорошие отзывы о ручках, кружках или зонтах с логотипами.

«Из моих любимых: кубик-трансформер-календарь, стильный набор авторучка + брелок + карманная визитница (всё дорого, хорошо упаковано, с логотипами ТМ); кружка мятая неправильной формы с логотипом; калькулятор прозрачный сенсорный». 
Валерий Казаченко. Источник — HR-Journal

Вывод № 2. Если получатель — программист или дизайнер, делайте ставку на оригинальность. Если бухгалтер или бюджетник — на пользу подарка.


Зеленая зона. Сверхзадача

У оригинального-полезного подарка больше шансов понравиться любому, но придумать его сложно. Вот несколько способов:

1. Возьмите что-то из полезного-неоригинального и добавьте большую идею

Календарь — это избито, но полезно. Оригинальный календарь «Сахарок на каждый день» дарила в 2014 году компания DMG.

Идея календаря ясна из инструкции. Кормите сахарком коня и будьте в новом году каждый день «на коне».

Источник — DMG

2. Берите объемом

«Самый запоминающийся подарок, который я получал на Новый год, — это огромная банка икры».
Вячеслав Яхин, «Евросеть»

«Тот предновогодний рабочий день встретил меня неожиданно. Рабочий стол был заставлен множеством ярких кульков, свертков. В них был праздник: хлопушки, конфетти, бенгальские огни, загадочные маски. Удивительно, но было ощущение, что меня не просто поздравили, а наградили атрибутами радости из детства».
Ярослава Ракитина, КУА «КИНТО»

3. Устроить запоминающийся процесс дарения

Упаковка подарка — это не только коробка, но еще и процесс дарения. В некоторых компаниях разыгрывают подарки в настольной игре. В других — тянут бумажки из новогодней шапки.

Высший пилотаж — соединить подарок и ритуал дарения в единое целое. Компаниям, которые покупают в МИФе книги в подарок сотрудникам, мы рекомендуем такой сценарий.

Шаг 1. Задолго до Нового года заверните книги в зеленую бумагу, сложите их елкой. Не забудьте приклеить ярлычки с именем получателя. Пусть книжная елка украшает офис и возбуждает любопытство коллег.

Шаг 2. В последний рабочий день уходящего года устройте церемонию вручения книг с дипломами. Самому креативному сотруднику подарите книгу «Творческая личность» и диплом с таким званием. Сотруднику, который больше других заботится о здоровье, — диплом и книгу «До смерти здоров». Идеи званий для дипломов черпайте из названий наших книг.

4. Откажитесь от подарка

В ответ на рассылку Лиги № 3, где я просила вас делиться идеями корпоративных подарков, один из лигионеров написал такое письмо:

«Прочитав в 2012 году книгу Филипа Котлера „Маркетинг 3.0“, я поселил в своей голове мысль о том, что гораздо справедливее было бы потратить деньги на благотворительные цели. Продвинуть идею с первого раза не получилось. Пришлось столкнуться с убеждением коллег, что „клиенты не поймут“. Спустя два года я вернулся к этой идее. Решение было найдено следующее: мы перечисляем в детский дом или больницу бюджет, выделенный на подарки, а клиентам дарим открытку и рисунок ребенка, который получил то, о чем давно мечтал».
Андрей Гришин, маркетолог компании СовИн Тех

5. Проведите мозговой штурм

Алена Макова — один из первых маркетеров МИФа — прислала несколько идей для мозгового штурма, который они с коллегами используют в своем проекте «Подаркинг».

Читаем про компанию и накидываем много разных слов вокруг ее деятельности (качества, предметы, прилагательные), дальше пытаемся их соединить и придумать предметы, их символизирующие. Пример: компания занимается автоматизацией процессов, как можно отразить это в новогоднем подарке? Автоматизация главного праздничного процесса, открывания вина: подарок — автоматический штопор.

Больше идей для мозговых штурмов по подаркам читайте в блоге Алены.

Вывод № 3 — заключительный. Продуманный подарок скажет партнеру, что ваша компания сильна стратегией (умение планировать загодя) и инновациями (умение рождать новые идеи). «Ленивый» подарок расскажет обратное.

На этом почти все.


Наш коммерческий директор Дмитрий Утробин просил напомнить вам, что в МИФе можно заказать специальные тиражи книжек для корпоративных подарков. Наши дизайнеры оформят их, как вам хочется, а Алина посоветует лучшее, что у нас есть на вашу тему.

Откровенно говоря, печать тиража — это долгий процесс (от месяца), поэтому вы едва успеете к новогодним праздникам — разве что оперативно напишете на liga@m-i-f.ru.

 

Как разместить ваше лого на странице Лиги

Многие из вас писали, что хотели бы видеть свой логотип на странице Лиги читающих компаний. Наш IT-отдел сделал это возможным. Присылайте логотип 115 на 115 пикселей в формате jpeg на liga@m-i-f.ru. Это очень важно — мы разместим его, только если присланный файл будет соответствовать требованиям.

Если в ответ вы захотите разместить логотип Лиги на вашем сайте, напишите об этом в письме. Мы пришлем вам подходящий.

Как всегда жду ваших писем и предложений по развитию Лиги на liga@m-i-f.ru.

Всего хорошего!


Наталья Бабаева

Менеджер маркетинговых проектов

Издательство «МИФ»

 
Если у вас есть вопросы по Лиге или вас интересуют услуги издательства для компаний, напишите на b2b@m-i-f.ru
или позвоните 8 800 775-67-41