Как не слить бюджет на корпоративные подарки
Добрый день!
Сегодня я расскажу вам:
-
О стратегиях при выборе корпоративных подарков.
-
Как сделать так, чтобы ваш логотип попал на страницу Лиги читающих компаний.
Стратегия корпоративных подарков.
В детстве я ненавидела ходить на дни рождения друзей, потому что у меня всегда были ужасные подарки. Их второпях покупала мама. Я хорошо усвоила урок — прийти с плохим подарком значит испортить праздник себе.
Сейчас я смотрю на то, чем партнеры засыпают в декабре наш офис: алкоголь, чай, конфеты. Кажется, моя мама помогает с подарками и им :-)
Для многих компаний корпоративные подарки — большой кусок бюджета. Но они все равно действуют без стратегии. Наверное, считают, что рационализировать подарки нельзя. Но они ошибаются — вы удивитесь, как много графиков мы собрали для вас в этой рассылке.
Мы провели небольшое исследование, чтобы найти ответы на вопросы:
-
Можно ли улучшить подарок, сократив на него бюджет?
-
У каких подарков больше шансов понравиться?
-
Что говорит ваш подарок и что слышит получатель?
-
Как придумать идею подарка?
Как улучшить подарок, уменьшив бюджет?
Живет парень Вова. У его девушки Кати скоро день рождения. Вова решил нарисовать фею и напечатать Кате футболку с этой картинкой и ее ником @feya. Но не успел заказать.
В день Х Вова без подарка. По дороге в ресторан он забегает в «Л’Этуаль» и покупает подарочную карту на 3000 рублей. Меньше — несерьезно. Приходить с карточкой — все равно что с пустыми руками, поэтому Вова покупает цветы. Букет стоит 500 рублей.
В итоге Вова потратил 3500 рублей на подарок, который понравится Кате гораздо меньше, чем понравилась бы футболка за 700 рублей. Бюджет превышен в пять раз. Подарок хуже в разы.
Выводы:
-
Нет прямой зависимости между ценой подарка и его воспринимаемой ценностью.
-
Расходы на подарок можно сократить, придумав оригинальную идею.
-
Расходы на подарок можно сократить, заказав его заранее.
Все это имеет отношение и к корпоративным подаркам — хорошая идея и время могут сэкономить вам большие деньги и умножить впечатления.
С корпоративными подарками на Новый год есть еще и такая зависимость — чем позже вы «опомнились», тем дороже вам обойдется подарок.
Что кому дарить?
В сети полно исследований о подарках. Многие бизнес-издания проводили опросы, мы их проанализировали и сделали выводы.
Вывод № 1. Два главных критерия оценки подарка — полезность и оригинальность.
Рисуем карту подарков по этим двум признакам.
Дирижерская палочка руководителю — это оригинально, но бесполезно, а настенные часы наоборот — полезны, но не оригинальны.
Лучший подарок поселится в правом верхнем углу — полезный и оригинальный именно для вашего получателя.
Карта подарков легко преобразуется в матрицу, которая поможет разобраться, что кому дарить. Матрица делит все подарки на четыре типа:
1) оригинальные-бесполезные
2) оригинальные-полезные
3) неоригинальные-бесполезные
4) неоригинальные-полезные.
Каждый сегмент матрицы несет свое сообщение.
Реакция на сообщения бывает такой.
Неоригинальные-бесполезные подарки никому не нужны, а оригинальные-полезные — наоборот. Чтобы лучше понять, что к чему, пройдемся по зонам матрицы — от худших к лучшим.
Красная зона. Просто не делайте этого
Если подарок неоригинален и бесполезен — это провал. Сколько бы он ни стоил.
«Худшим подарком была тяжелая стеклянная штука с надписью компании, подарившей её. Места занимает много, но несолидно держать на своем столе или шкафу монумент не своей организации».
Ирина Тырышкина, помощник капитана. Источник — HR-Journal
Желтые зоны. Присмотритесь к аудитории
С двумя желтыми квадратами попасть сложно, но можно. Если вы хорошо знаете свою аудиторию.
Оригинальные-бесполезные подарки обычно дарят тем, у кого «все есть». Но они могут понравиться не только им. Творческие люди, программисты, дети в душе — есть круг людей, которые оценят оригинальность бесполезного-оригинального подарка.
Автор фото — osinav
Наш.Лось = «нашлось». От слогана Яндекса «Найдется все». Когда я работала в Яндексе, мы часто получали в подарок бесполезные вещицы, как этот лось-конструктор. Подарок понравился коллегам-программистам. Лося собирали задом-наперед, фотографировали в самых неожиданных местах офиса. В общем, лось «сделал» тот праздник.
Не дарите такой подарок материалисту — тому, кому важнее утилитарные свойства подарка.
«Не нравятся новогодние сувениры, которые не несут никакой функциональной нагрузки и вынуждают меня заниматься сначала складированием, а потом выбрасыванием».
Елена Качура. Источник — HR-Journal
Полезные-неоригинальные подарки могут понравиться как раз этой группе. Встречаются хорошие отзывы о ручках, кружках или зонтах с логотипами.
«Из моих любимых: кубик-трансформер-календарь, стильный набор авторучка + брелок + карманная визитница (всё дорого, хорошо упаковано, с логотипами ТМ); кружка мятая неправильной формы с логотипом; калькулятор прозрачный сенсорный».
Валерий Казаченко. Источник — HR-Journal
Вывод № 2. Если получатель — программист или дизайнер, делайте ставку на оригинальность. Если бухгалтер или бюджетник — на пользу подарка.
Зеленая зона. Сверхзадача
У оригинального-полезного подарка больше шансов понравиться любому, но придумать его сложно. Вот несколько способов:
1. Возьмите что-то из полезного-неоригинального и добавьте большую идею
Календарь — это избито, но полезно. Оригинальный календарь «Сахарок на каждый день» дарила в 2014 году компания DMG.
Идея календаря ясна из инструкции. Кормите сахарком коня и будьте в новом году каждый день «на коне».
Источник — DMG
2. Берите объемом
«Самый запоминающийся подарок, который я получал на Новый год, — это огромная банка икры».
Вячеслав Яхин, «Евросеть»
«Тот предновогодний рабочий день встретил меня неожиданно. Рабочий стол был заставлен множеством ярких кульков, свертков. В них был праздник: хлопушки, конфетти, бенгальские огни, загадочные маски. Удивительно, но было ощущение, что меня не просто поздравили, а наградили атрибутами радости из детства».
Ярослава Ракитина, КУА «КИНТО»
3. Устроить запоминающийся процесс дарения
Упаковка подарка — это не только коробка, но еще и процесс дарения. В некоторых компаниях разыгрывают подарки в настольной игре. В других — тянут бумажки из новогодней шапки.
Высший пилотаж — соединить подарок и ритуал дарения в единое целое. Компаниям, которые покупают в МИФе книги в подарок сотрудникам, мы рекомендуем такой сценарий.
Шаг 1. Задолго до Нового года заверните книги в зеленую бумагу, сложите их елкой. Не забудьте приклеить ярлычки с именем получателя. Пусть книжная елка украшает офис и возбуждает любопытство коллег.
Шаг 2. В последний рабочий день уходящего года устройте церемонию вручения книг с дипломами. Самому креативному сотруднику подарите книгу «Творческая личность» и диплом с таким званием. Сотруднику, который больше других заботится о здоровье, — диплом и книгу «До смерти здоров». Идеи званий для дипломов черпайте из названий наших книг.
4. Откажитесь от подарка
В ответ на рассылку Лиги № 3, где я просила вас делиться идеями корпоративных подарков, один из лигионеров написал такое письмо:
«Прочитав в 2012 году книгу Филипа Котлера „Маркетинг 3.0“, я поселил в своей голове мысль о том, что гораздо справедливее было бы потратить деньги на благотворительные цели. Продвинуть идею с первого раза не получилось. Пришлось столкнуться с убеждением коллег, что „клиенты не поймут“. Спустя два года я вернулся к этой идее. Решение было найдено следующее: мы перечисляем в детский дом или больницу бюджет, выделенный на подарки, а клиентам дарим открытку и рисунок ребенка, который получил то, о чем давно мечтал».
Андрей Гришин, маркетолог компании СовИн Тех
5. Проведите мозговой штурм
Алена Макова — один из первых маркетеров МИФа — прислала несколько идей для мозгового штурма, который они с коллегами используют в своем проекте «Подаркинг».
Читаем про компанию и накидываем много разных слов вокруг ее деятельности (качества, предметы, прилагательные), дальше пытаемся их соединить и придумать предметы, их символизирующие. Пример: компания занимается автоматизацией процессов, как можно отразить это в новогоднем подарке? Автоматизация главного праздничного процесса, открывания вина: подарок — автоматический штопор.
Больше идей для мозговых штурмов по подаркам читайте в блоге Алены.
Вывод № 3 — заключительный. Продуманный подарок скажет партнеру, что ваша компания сильна стратегией (умение планировать загодя) и инновациями (умение рождать новые идеи). «Ленивый» подарок расскажет обратное.
На этом почти все.
Наш коммерческий директор Дмитрий Утробин просил напомнить вам, что в МИФе можно заказать специальные тиражи книжек для корпоративных подарков. Наши дизайнеры оформят их, как вам хочется, а Алина посоветует лучшее, что у нас есть на вашу тему.
Откровенно говоря, печать тиража — это долгий процесс (от месяца), поэтому вы едва успеете к новогодним праздникам — разве что оперативно напишете на liga@m-i-f.ru.
Как разместить ваше лого на странице Лиги
Многие из вас писали, что хотели бы видеть свой логотип на странице Лиги читающих компаний. Наш IT-отдел сделал это возможным. Присылайте логотип 115 на 115 пикселей в формате jpeg на liga@m-i-f.ru. Это очень важно — мы разместим его, только если присланный файл будет соответствовать требованиям.
Если в ответ вы захотите разместить логотип Лиги на вашем сайте, напишите об этом в письме. Мы пришлем вам подходящий.
Как всегда жду ваших писем и предложений по развитию Лиги на liga@m-i-f.ru.
Всего хорошего!
Наталья Бабаева
Менеджер маркетинговых проектов
Издательство «МИФ»