Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться

Черная изба

Новосибирская область

Новосибирская область — один из субъектов Российской Федерации, образованный в 1937 году. Она расположена на юго-востоке Западной Сибири, граничит на западе с Омской областью, на севере — с Томской, на востоке — с Кемеровской, на юге — с Алтайским краем и на юго-западе — с Республикой Казахстан.

 Новосибирск в 1930-е годы

Новосибирская область — неофициально Новосибирь — не самый большой регион Российской Федерации, около 177 тысяч км2. На ее территории свободно могли бы уместиться Уругвай, или Тунис, или одновременно Ирландия и Исландия, однако по площади она уступает, например, Тюменской, Иркутской или соседней Томской области. Но не все размером меряется — исторически эта территория была значимым центром освоения Сибири и сейчас остается важным экономическим и культурным регионом.

Карта Новосибирской области

А вот областная столица, Новосибирск, — в наши дни самый большой город азиатской части России, в нем живет более полутора миллионов человек. Основан он был не так давно, 130 лет назад, во время строительства первого железнодорожного моста через р. Обь — это была часть Транссибирской магистрали — и первоначально назывался Новая деревня. Сменив с тех пор несколько названий, получив в 1903-м статус города и став в 1926-м Новосибирском, столица Сибири развивалась настолько быстрыми темпами, что нарком Луначарский, побывавший здесь в конце 1920-х, назвал ее сибирским Чикаго. Ныне город является административным центром Сибирского федерального округа. Новосиб, или город Н-ск, как называют его местные жители, — крупнейший экономический, культурный, научный и образовательный центр Сибири.

Новосибирск ночью, вид с р. Обь

Географически Новосибирская область расположена на юго-востоке Западной Сибири, в степной, лесостепной и таежной зонах. Леса занимают пятую часть ее территории, еще столько же — болота. На севере и северо-западе области находится крупнейшее в мире Васюганское болото, кандидат на включение в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Западная Сибирь — это низменность, поэтому здесь очень много озер (около 3 тысяч), речек и речушек, две большие реки Обь и Омь, а также Обское море — Новосибирское водохранилище, занимающее более 1000 км2. Оно возникло в конце 1950-х годов в результате строительства плотины Новосибирской ГЭС. Под водой тогда оказались исторический центр города Бердска (основан в начале XVIII века) и многие деревни Новосибирской области.

Новосибирск из космоса

Кто жил в этих деревнях? На первый взгляд, раз речь идет о Сибири, то населять эти территории должны были коренные народы. Однако Обское море затопило уже русские деревни. Ведь Новосибирская область находится на рубеже двух природных зон — тайги и степи, и эти земли многие тысячи лет были пограничьем двух типов культур — лесных и степных. Здесь происходило взаимодействие, не всегда мирное, древних иранцев, угров, самодийцев, монголов, тюрок и, в конце концов, славян. Восточные славяне начали обосновываться в этих местах в XVII веке. Коренные народы на территории Новосибирской области в то время тоже, конечно, были — предки современных сибирских татар, казахов, алтайцев. До XVI века в этих местах существовало Сибирское ханство, осколок Золотой Орды, его население не могло вдруг исчезнуть. Впрочем, сейчас по статистике почти 90% населения области — русские, примерно по 1% насчитывают немцы, татары, украинцы, а другие народы представлены в еще меньшем количестве. Всего в Новосибирской области живет чуть менее 3 млн человек, в основном в городах — почти 80%.

Природа Новосибирской области

В наши дни такая картина кажется вполне однородной, но еще лет сто, а где-то и пятьдесят назад она была пестрой, как лоскутное одеяло: Новосибирскую область, как и другие районы Сибири, с XVII–XVIII веков осваивали переселенцы из разных губерний Российской империи. В основном они принадлежали к восточнославянским народам — русским, украинцам, белорусам. В итоге в каждом кусте деревень могли быть свой костюм и кулинарные традиции, вышитые полотенца и наличники изб, свадебные обряды и повседневные обычаи, сказки и песни, даже своя вера — многие переселенцы были старообрядцами, бежавшими за Урал от преследований государства. В XVII–XVIII веках в Сибири селились представители разных сословий — казаки, купцы, промысловики, крестьяне, посадские люди — из центра империи, с Дона, с Русского Севера. Их потом стали называть «старожилы», «сибиряки», «чалдоны». В XVIII–XIX веках к ним добавились старообрядцы — на новых местах их стали звать «кержаки», «поляки», «семейские». В конце XIX — начале XX века в Сибирь потянулись новые переселенцы — те, кто ехал на богатые территории за Уралом из густонаселенных и малоземельных центральных и западных губерний. Старожилы звали их «российские». В советские годы, уже не по своей воле, в Сибири оказались представители разных народов, их целыми поселениями снимали с насиженных мест и перевозили за Урал. В Новосибирской области так оказались десятки тысяч советских немцев, в основном поволжских. А в 1950-е годы в новосибирские села приехали 20 тысяч юношей и девушек из разных регионов СССР — осваивать целину.

Промысловые приспособления и одежда народов Западной Сибири

Материальная и духовная культура сельских жителей Новосибирской области, их обряды и праздники, декоративно-прикладное творчество и фольклор стали предметом внимания исследователей еще в XIX и XX веках. Так как же жили новосибирцы, что рассказывали, какие песни пели — а может, и до сих пор так живут, поют песни и рассказывают интересные истории? Возьмем, например, гуляния и игры на Святки — в эти «страшные вечера» деревенские жители не работали («В святки все дела спят»), ходили славить Христа, но и боялись нечистую силу: «Вечерами с Рождества и до Крещения не пряли. Страшные вечера какие-то, пряжа могла спутаться. Не нами заведено — не нами попрется» (П. Л. Баранова, д. Ключевая Венгеровского района)1; «В Святки не работали вечерами. Молодежь собиралась на игрышшах, взрослые просто беседовали. Говорили, нечистая сила бегает. Страшными вечера назывались... Волхидки какие-то бегали, в свиней, гусей могли обратиться. Они свалят, катать начнут по снегу. Человек испугается и может стать уродом» (П. А. Шульгина, с. Сушиха Ордынского района); «Раньше у чалдонов в Святки страшно было ходить по улицы. Колдуны были: как идем, им уже надо че-то делать. Мать задумала пойти одна, недалеко, к своим вечером. Вот, говорит, иду, а за мной свинья. Идет и ухает, идет и ухает. Я шагу прибавляю, и она... И уже за подол подхватывает. Тада магазинчик был, и я как шла, так зашла туда. А она тада стала на дыбы и говорит: „Хватилась, рано зашла!“ Они ж катают, шэкотют, считай, до смерти» (П. М. Антипина, пос. Северное Северного района).

Ряженые

Молодежь, да и взрослые иногда, рядились в шуликунов — нечистую силу: выворачивали тулупы ворсом наружу, на лица надевали маски из кожи, бересты или бумаги, приделывали бороду, рога и хвост, подвешивали колокольчики, мазались сажей, грязью: «У кого были маски — одевали, нет — брови высаживали (мазали сажей), щеки красным красили, бороду из пакли...» (А. А. Бугакова, д. Катково Коченевского района); «У шуликанов маски из коровьей кожи, сушеные лошадиные морды, вывернут и оденут на лицо... хвосты привязывали» (И. А. Оленников, д. Середино Колыванского района). Женщины рядились в мужскую одежду и наоборот. Ряженые ходили по селу, гремя разной домашней утварью, а заходя в избы, пели припевки, прося одарить их. Если им подавали, то хозяевам пели:

Дай бог вам побольше пожить
Да побольше нажить:
Денег мешок,
Двадцать телок
Да полушок...

А если хозяева не одаривали их, то пели:

Ой вы злыдни!
Дай бог вам побольше пожить
Да побольше нажить:
Блох да вшей,
Клопов, да тараканов,
Да мышей до ушей!

(П. Т. Глушаева, пос. Маслянино Маслянинского района.)

Кроме того, ряженые творили всякие «кудеса» — зрелище было и страшное, и смешное! Вот как рассказывают об этом местные жители: «Медведя водили, водили, коня водили... Тулупы были раньше большие, надевали на куфайку. И вот така идет он на четырех лапах. Сделают маску медвежью с клочка шубного. И возьмут это как медведь, завяжут веревку и ведут его. Вот так вот. Смеху было! Медведя приведут — он рычит, чтоб давали ему. Кто печенье дает... Мешками насобировали! (М. Л. Скоробогатова, пос. Кыштовка Кыштовского района); «Дед один наряжался — баранью шкуру оденет — и за нами. Мы до смерти боялись» (А. Д. Вилкина, д. Ключевая Венгеровского района). Рядились и покойниками — одевались во все белое, лицо закрывали белой холщевой маской с прорезями для глаз и рта: «Во все белое снаряжались, все боялись: „Ой, покойник!“ Рубаху белую подпояшут, штаны белые...» (М. Л. Скоробогатова, пос. Кыштовка Кыштовского района); «Один пошел с товарищем на край села. Там семья жила. У них ребятишек мно-ого-о-о. Окошко-то в избах были одинарные. Ряженый взглянул в окно, девочка-то и заплакала» (Н. В. Маркина, д. Новокузьминка Ордынского района). Покойницами рядились и женщины: «Все белое оденут, за нами начнут бегать, мы визг поднимаем: „Белая баба, белая баба!“ На лицо белые маски сделают, с тыквой горящей носились. Пугали, да и все» (А. А. Бугакова, д. Катково Коченевского района).

Ольга Христофорова,
доктор филологических наук,
директор Центра типологии и семиотики фольклора
Российского государственного гуманитарного университета

 


1 Рассказы жителей Новосибирской области приводятся по изданию: Фурсова Е. Ф. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX — XX вв.). Ч. 1. Обычаи и обряды зимне-весеннего периода. Новосибирск : Агро, 2002. С. 89–90, 96–99, 104–105.