Практика бесценна. Опытом организации книжного клуба делится алматинская Ассоциация инновационных компаний (АИК).
Книжный клуб — инструмент обучения сотрудников и развития бизнеса: это встречи в формате обзора книг (презентацию заранее готовят сотрудники) и обсуждения ценных идей, которые реально внедрить в компании.
АИК — тридцать шесть передовых компаний Казахстана, которые объединились ради развития экономики страны. Неудивительно, что люди с такими планами много читают. В АИКе книжный клуб — не только беседы о книгах, но еще и библиотека. Интересно, что кураторы проекта, Светлана Обухова и Амирет Конысбаев, попросили разрешения у Игоря Манна назвать книжный клуб его именем. И получили согласие :-)
В АИКе поняли, что для них модель книжного клуба, которую предложил Игорь Манн на страницах своих книг, является идеальной (хотя коррективы все же внесли). А потому решили, что клуб должен носить имя своего идейного вдохновителя, — источник.
Мы поговорили со Светланой и Амиретом — получились практические рекомендации, которые можно брать и сразу внедрять.
Оптимальное количество книг, которые удается обсудить за раз, — одна-две. На первом заседании в АИК решили поговорить о 5-6 книгах: получилось очень бегло, по верхам. Много информации — это трудно и неинтересно, людям тяжело все это воспринимать.
Лучше сократить число обсуждаемых книг. Для презентации одной-двух книг нужно примерно 1,5 часа.
Светлана Обухова, энтузиаст и бессменный куратор Книжного клуба.
Книжный клуб АИК проходит в открытом формате: прийти на заседание может любой. Бонус: чай, кофе и печеньки за счет компании.
Люди приходят не за плюшками — за идеями.
Очень важно приглашать руководителей компаний — так создается площадка для обсуждения проблем бизнеса через книги. Кроме того, часто руководитель сразу же принимает решение о внедрении понравившейся идеи — никакой бюрократии.
Когда кто-то на книжного клубе рассказывает о прочитанном, его обязательно просят рассказать, как это можно использовать на практике.
Предприниматели охотно делятся друг с другом опытом. И это особенно ценно, поскольку идея уже проверена на практике.
Книжный клуб затевается ради чего-то. Главная задача клуба в АИК — приземлить идеи из книг к условиям Казахстана: они ищут решения, которые реально применить на месте.
Несколько раз в заседаниях клуба участвовали казахстанские авторы книг. Это особенно интересно: пообщаться с автором, задать ему вопросы и получить в подарок книгу с автографом.
Больше 20 человек — получается базар, а меньше — не так интересно. В АИКе сложился костяк: 5-6 человек, которые почти всегда ходят на встречи (за исключением летних месяцев, когда у многих отпуска).
Сколько человек приглашать? Самый удобный формат — 15-20 человек.
Светлана рассказывает, что аудитория подбирается разная. Случается, что люди не особенно «активничают». Приходится шевелить: вытягивать эмоции, вызывать на диалог, задавать провокационные вопросы. А порой собирается такая компания, что надо остужать пыл. Хорошо, если не драку разнимать :-)
А вообще заседания Книжного клуба проходят в дружеской обстановке, способствующей продуктивности и генерации идей.
Трудно узнать, прочитали ли люди книгу. Еще сложнее понять, применили они что-то в работе или знания легли мертвым грузом. В АИКе все строится на личном общении: когда сотрудник возвращает книгу, Светлана спрашивает, была ли книга полезна и важна. Комментарии заносятся в базу данных библиотеки и учитываются в будущем, когда нужно порекомендовать кому-то книгу.
В одной из компаний-членов АИКа директор настолько проникся идеей клуба, что своих сотрудников чуть ли не в обязательном порядке направляет в библиотеку. Потом они отчитываются перед Светланой: какие книги прочли, что извлекли и какие идеи будут внедрять. Возможно, на первых порах такой подход оправдан.
Беседа нужна не только ради контроля. Во-первых, в разговоре легко выяснить интересы сотрудников, а во-вторых, посоветовать подходящее издание. В АИКе стараются каждому найти «свою» книжку — этим занимается Светлана. Заодно пополняют библиотеку уже не наобум, а с учетом мнения людей.
Когда в АИКе делали фотографии для этого кейса, весьма кстати забежал директор компании «Элтекс Алатау»: сдать прочитанные книги и взять парочку новых. Ну как парочку...
В АИКе стараются затачивать книжный клуб под нужды компании, но иногда и обсуждают глобальные вопросы. Как-то Амирет презентовал книгу Стива Павлины «Личное развитие» — обсуждали привычки. Прямо во время встречи участники решили выработать у себя одну полезную привычку (или избавиться от вредной) и в следующий раз отчитаться об успехах.
«Алло, Светлана? Я плаваю!» От неожиданности Светлана не сразу догадалась, о чем речь. Оказалось, ей звонила Наталья, участница прошлого книжного клуба, которая пообещала научиться плавать. Она честно ходит в бассейн и даже докладывает о результатах!
И таких моментов было много. Сам Амирет пообещал, что будет каждый день выписывать десять новых слов из древнего казахского эпоса и заучивать их. Слово держит: из 30-ти дней пока пропустил только два. Такая нестандартная задумка, как оказалось, работает.
Галым Мурзагалиев проникся идеями книжного клуба, и теперь не только читает бизнес-литературу сам, но и активно рекомендует своим друзьям и партнерам.
Книжный клуб дает возможность сделать что-то еще: получить обратную связь, узнать об интересах сотрудников. Например, в АИКе так собрали ТОП-3 самых популярных книг. Получился такой список:
Малая часть библиотеки АИК. Все остальные книги на руках.
В АИКе завели страничку на Facebook, где анонсируют темы и даты заседаний, дают рекомендации по чтению полезных книг и проводят активности. Например, вместе с книжным магазином Goodbook.kz провели розыгрыш книги «Пишем убедительно. Сам себе копирайтер» с автографом автора — Саши Карепиной.
Пожелание удачи от Саши Карепиной. Удачей нужно делиться, тогда ее будет еще больше!
В «Ассоциации инновационных компаний» сделали электронный журнал в программе Microsoft Access и любезно согласились поделиться шаблоном. Скачайте его здесь.
Светлана очень довольна: «Лучше этой программы в обработке баз данных я не знаю — у нас в ней все, в том числе и журнал учета книг».
Скачайте шаблон журнала учета книг здесь.
Если хотите вести бумажный журнал по старинке, вот шаблон. Вверху страницы впишите название книжки, а под ним отмечайте, кто и когда взял/вернул книгу.